Версия сайта
для слабовидящих

Клуб коррекции речи "Логоша" «Логоритмические упражнения - профилактика нарушений развития речи»

  ср., 22.11.2017

В рамках работы клуба коррекции речи "Логоша" учитель - логопед Елизавета Александровна и воспитатели детского сада решают вопросы коррекции речевых нарушений у дошкольников.

ЧТО ТАКОЕ ЛОГОРИТМИКА?

Это метод преодоления речевых нарушений, подразумевающий развитие двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.

Связь движений и речи:

- нормализует состояние мышечного тонуса,

- помогает освободиться от эмоциональной и двигательной зажатости,

- развивает координацию процессов дыхания, голосоведения, артикуляции,

- способствует регулированию темпа и ритма речи,

- устраняет смазанность, нечеткость звукопроизношения.

На занятиях логоритмикой решаются следующие ЗАДАЧИ:

-развитие слухового и зрительного внимания (например, умение  

  произвольно реагировать на  музыкальный сигнал);

-снижение психоэмоционального и телесного напряжения;

-интонационно-мелодическое развитие речи;

-развитие артикуляционной моторики;

-развитие и укрепление мимической мускулатуры;

-развитие силы, высоты, тембра голоса;

-совершенствование тонкой моторики пальцев рук;

-развитие двигательных способностей детей, ловкости, подвижности;

-развитие эмоционального мира ребенка и воображения (дети учатся создавать образы с помощью жестов и мимики, пластики);

-развитие чувства ритма и координации движений;

-формирование пространственных представлений и схемы тела

 (например усвоение устойчивых координат право-лево,  верх-низ).

Логоритмические занятия включают:

 -двигательные игры и упражнения (в том числе различные   виды ходьбы и бега) на координацию движений, речи и музыки);

 -дыхательные упражнения;

-упражнения для развития мышечного тонуса;

 -счётные упражнения;

 -вокальные упражнения;                    

 -слушание музыки;

 -чтение стихов под ритм или музыку;

-ударный оркестр;

 -самомассаж мышц лица, кистей рук; пальцевая гимнастика;

 -психогимнастические упражнения.

Умение правильно пользоваться интонацией, голосом, правильно распределять речевой выдох является предпосылкой языкового развития ребенка и открывает дополнительные возможности для успешного развития и обучения детей.

Логоритмические игры и упражнения.

«Оладушки»

 Тесто круто замесили, ух – тух! Ух -тух! (сжимать и разжимать кулачки) Сковородки раскалили, ух – тух! Ух-тух! ( круговые движения двумя руками – как по столу – от центра вправо – влево) Ди-ди, ла-да, ладушки, испечем оладушки («печем» оладушки) Хлоп-шлеп, хлоп шлеп, хлоп-шлеп, хлоп- шлеп ! Лады - лады, ладушки, горячи оладушки ! (круговые движения вправо-влево от центра перед собой: «дуют» на ладошки)

«Муравьиная зарядка»

Муравьи проснулись рано (потирают глаза, сидя на корточках), Потянулись (встают, потягиваются). Встали прямо ( опускают руки вниз) Прыг да скок, прыг да скок, (прыжки на двух ногах) Новый начался денек! Вместе весело живем – Хорошо быть муравьем! (шагают на месте)

«Дождик: кап!»

 Птица: кар, кар, кар! (крылья) Ветер: хлоп, хлоп, хлоп! (хлопки в ладоши) Дождик: Кап, кап, кап (хлопки по коленям) Ноги: шлеп, шлеп, шлеп! ( топают ногами попеременно) Дети: ха-ха-ха! (вытягивают руки вперед ладонями вверх) Мама: Ах, ах, ах! (качают головой, держась за нее руками) Дождик: кап, кап, кап! (хлопки по коленям) Туча: бах, бах, бах! (топают ногами)

Упражнения на развитие музыкального ритма и темпа

1. Передача мяча на каждую сильную долю такта.

 2. Ходьба под музыку, если темп ускоряется, ребенок/дети идут быстрее или бегут, и наоборот.

3. Взрослый прохлопывает ритм, а ребенок/дети должны его повторить.

 4. Чтобы долго дом стоял, (дети сидят на полу скрестив ноги). Чтобы прочным был он, Надо аккуратно Надо аккуратно Забить гвозди в доски. Справа тук! (Ударяют справа от себя) Слева тук! (Ударяют слева от себя) Вперед тук, тук, тук! (Обоими кулаками стучат перед собой).

5. Ребенок сам отстукивает любой ритм, а другие дети/взрослые его повторяют.

Игры-упражнения на развитие восприятия речевого темпа

"Карусели"

Цель. Учить соотносить темп речи и движений с темпом музыки. Материал. Длинный шнур, концы которого связаны так, что получился круг; фонограмма "Лошадки" (муз. М. Раухвергера). Описание. Дети, держась одной рукой за шнур, начинают движение по кругу в соответствии с текстом стихотворения: Еле, еле, еле, еле (в медленном темпе) Завертелись карусели (в умеренном темпе), А потом кругом, кругом (в быстром темпе), Все бегом, бегом, бегом (бег).

"Осенние листочки"

Цель. Формировать представление о темпе ("быстро", "умеренно", "медленно"). Материал. Красные ("медленно"), желтые ("умеренно") и зеленые ("быстро") кружки. Описание. Детям, сидящим за столом или на ковре, предлагается выложить перед собой кружки-символы в той последовательности, в какой педагог меняет темп речи, читая стихотворение. Листопад, листопад, Листья желтые летят. Желтый клен, желтый бук, Желтый в небе солнца круг. Желтый двор, желтый дом. Вся земля желта кругом. Желтизна, желтизна, Значит, осень - не весна. Игра повторяется несколько раз. При повторном чтении темп произнесения каждой строчки меняется.

 

Игры-упражнения на развитие восприятия тембра

"Кто боится прививки?"

Цель. Учить определять по тембру голоса эмоциональную окраску фразы. Материал. Предметные картинки с изображением людей и животных. Описание. Предметные картинки выкладывают перед детьми. Взрослый произносит фразу: "Я прививок не боюсь, если надо - уколюсь" с различной эмоциональной окраской (радость, грусть, испуг и др.) от лица каждого изображенного персонажа. Дети по голосу взрослого определяют, какие чувства испытывает персонаж, и отвечают на вопрос "Кто боится прививки?"

Речевые игры

«Аты-баты, шли солдаты» (модель И. Бодраченко по народной потешке) Аты-баты, Дети маршируют. Шли солдаты. Прикладывают правую руку к голове - «отдают честь». Аты-баты, Маршируют. На базар. Указывают левой рукой в сторону базара - «вон там базар». Аты-баты, Маршируют. Что купили? Разводят руки в стороны - вопросительная интонация - «спросить ручками». Аты-баты, Маршируют. Самовар. Расставляют ноги, слегка приседают, руки упирают в бедра, локти в стороны - «я самовар». Аты-баты, Маршируют. Сколько стоит? Правую руку ставят на пояс, левую выставляют вперед - вопросительная интонация. Аты-баты, Маршируют. Сто рублей! Поднимают руки, пальцы растопыривают - «много денег». Аты-баты, Маршируют. Заходите, Слегка повернувшись назад, выставляют руки перед собой - пригласительный жест,ласковая интонация. Выпьем чаю Раскрытую ладонь левой руки держат перед собой - «блюдце». Поскорей! Соединяют большой и указательный пальцы правой руки - над «блюдцем» держат «чашечку».



 
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №3 города Тюмени
625046, г. Тюмень, ул. Стахановцев, 7
Телефон: 8 (3452) 68-98-57
Эл. почта: madouds3@mail.ru
закрыть
Настройка параметров отображения для слабовидящих
Цвет: ЦЦЦЦЦ
Размер шрифта:
Скрывать изображения: