В рамках работы клуба коррекции речи "Логоша" учитель - логопед Елизавета Александровна и воспитатели детского сада решают вопросы коррекции речевых нарушений у дошкольников.
ЧТО ТАКОЕ ЛОГОРИТМИКА?
Это метод преодоления речевых нарушений, подразумевающий развитие двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.
Связь движений и речи:
- нормализует состояние мышечного тонуса,
- помогает освободиться от эмоциональной и двигательной зажатости,
- развивает координацию процессов дыхания, голосоведения, артикуляции,
- способствует регулированию темпа и ритма речи,
- устраняет смазанность, нечеткость звукопроизношения.
На занятиях логоритмикой решаются следующие ЗАДАЧИ:
-развитие слухового и зрительного внимания (например, умение
произвольно реагировать на музыкальный сигнал);
-снижение психоэмоционального и телесного напряжения;
-интонационно-мелодическое развитие речи;
-развитие артикуляционной моторики;
-развитие и укрепление мимической мускулатуры;
-развитие силы, высоты, тембра голоса;
-совершенствование тонкой моторики пальцев рук;
-развитие двигательных способностей детей, ловкости, подвижности;
-развитие эмоционального мира ребенка и воображения (дети учатся создавать образы с помощью жестов и мимики, пластики);
-развитие чувства ритма и координации движений;
-формирование пространственных представлений и схемы тела
(например усвоение устойчивых координат право-лево, верх-низ).
Логоритмические занятия включают:
-двигательные игры и упражнения (в том числе различные виды ходьбы и бега) на координацию движений, речи и музыки);
-дыхательные упражнения;
-упражнения для развития мышечного тонуса;
-счётные упражнения;
-вокальные упражнения;
-слушание музыки;
-чтение стихов под ритм или музыку;
-ударный оркестр;
-самомассаж мышц лица, кистей рук; пальцевая гимнастика;
-психогимнастические упражнения.
Умение правильно пользоваться интонацией, голосом, правильно распределять речевой выдох является предпосылкой языкового развития ребенка и открывает дополнительные возможности для успешного развития и обучения детей.
Логоритмические игры и упражнения.
«Оладушки»
Тесто круто замесили, ух – тух! Ух -тух! (сжимать и разжимать кулачки) Сковородки раскалили, ух – тух! Ух-тух! ( круговые движения двумя руками – как по столу – от центра вправо – влево) Ди-ди, ла-да, ладушки, испечем оладушки («печем» оладушки) Хлоп-шлеп, хлоп шлеп, хлоп-шлеп, хлоп- шлеп ! Лады - лады, ладушки, горячи оладушки ! (круговые движения вправо-влево от центра перед собой: «дуют» на ладошки)
«Муравьиная зарядка»
Муравьи проснулись рано (потирают глаза, сидя на корточках), Потянулись (встают, потягиваются). Встали прямо ( опускают руки вниз) Прыг да скок, прыг да скок, (прыжки на двух ногах) Новый начался денек! Вместе весело живем – Хорошо быть муравьем! (шагают на месте)
«Дождик: кап!»
Птица: кар, кар, кар! (крылья) Ветер: хлоп, хлоп, хлоп! (хлопки в ладоши) Дождик: Кап, кап, кап (хлопки по коленям) Ноги: шлеп, шлеп, шлеп! ( топают ногами попеременно) Дети: ха-ха-ха! (вытягивают руки вперед ладонями вверх) Мама: Ах, ах, ах! (качают головой, держась за нее руками) Дождик: кап, кап, кап! (хлопки по коленям) Туча: бах, бах, бах! (топают ногами)
Упражнения на развитие музыкального ритма и темпа
1. Передача мяча на каждую сильную долю такта.
2. Ходьба под музыку, если темп ускоряется, ребенок/дети идут быстрее или бегут, и наоборот.
3. Взрослый прохлопывает ритм, а ребенок/дети должны его повторить.
4. Чтобы долго дом стоял, (дети сидят на полу скрестив ноги). Чтобы прочным был он, Надо аккуратно Надо аккуратно Забить гвозди в доски. Справа тук! (Ударяют справа от себя) Слева тук! (Ударяют слева от себя) Вперед тук, тук, тук! (Обоими кулаками стучат перед собой).
5. Ребенок сам отстукивает любой ритм, а другие дети/взрослые его повторяют.
Игры-упражнения на развитие восприятия речевого темпа
"Карусели"
Цель. Учить соотносить темп речи и движений с темпом музыки. Материал. Длинный шнур, концы которого связаны так, что получился круг; фонограмма "Лошадки" (муз. М. Раухвергера). Описание. Дети, держась одной рукой за шнур, начинают движение по кругу в соответствии с текстом стихотворения: Еле, еле, еле, еле (в медленном темпе) Завертелись карусели (в умеренном темпе), А потом кругом, кругом (в быстром темпе), Все бегом, бегом, бегом (бег).
"Осенние листочки"
Цель. Формировать представление о темпе ("быстро", "умеренно", "медленно"). Материал. Красные ("медленно"), желтые ("умеренно") и зеленые ("быстро") кружки. Описание. Детям, сидящим за столом или на ковре, предлагается выложить перед собой кружки-символы в той последовательности, в какой педагог меняет темп речи, читая стихотворение. Листопад, листопад, Листья желтые летят. Желтый клен, желтый бук, Желтый в небе солнца круг. Желтый двор, желтый дом. Вся земля желта кругом. Желтизна, желтизна, Значит, осень - не весна. Игра повторяется несколько раз. При повторном чтении темп произнесения каждой строчки меняется.
Игры-упражнения на развитие восприятия тембра
"Кто боится прививки?"
Цель. Учить определять по тембру голоса эмоциональную окраску фразы. Материал. Предметные картинки с изображением людей и животных. Описание. Предметные картинки выкладывают перед детьми. Взрослый произносит фразу: "Я прививок не боюсь, если надо - уколюсь" с различной эмоциональной окраской (радость, грусть, испуг и др.) от лица каждого изображенного персонажа. Дети по голосу взрослого определяют, какие чувства испытывает персонаж, и отвечают на вопрос "Кто боится прививки?"
Речевые игры
«Аты-баты, шли солдаты» (модель И. Бодраченко по народной потешке) Аты-баты, Дети маршируют. Шли солдаты. Прикладывают правую руку к голове - «отдают честь». Аты-баты, Маршируют. На базар. Указывают левой рукой в сторону базара - «вон там базар». Аты-баты, Маршируют. Что купили? Разводят руки в стороны - вопросительная интонация - «спросить ручками». Аты-баты, Маршируют. Самовар. Расставляют ноги, слегка приседают, руки упирают в бедра, локти в стороны - «я самовар». Аты-баты, Маршируют. Сколько стоит? Правую руку ставят на пояс, левую выставляют вперед - вопросительная интонация. Аты-баты, Маршируют. Сто рублей! Поднимают руки, пальцы растопыривают - «много денег». Аты-баты, Маршируют. Заходите, Слегка повернувшись назад, выставляют руки перед собой - пригласительный жест,ласковая интонация. Выпьем чаю Раскрытую ладонь левой руки держат перед собой - «блюдце». Поскорей! Соединяют большой и указательный пальцы правой руки - над «блюдцем» держат «чашечку».