Версия сайта
для слабовидящих

Игры с мячом как одно из средств всестороннего развития ребенка

  вт., 17.05.2022

Как известно, ребёнок гораздо охотнее учится и воспринимает информацию в игре. В связи с этим, педагоги часто используют на занятиях разные интересные материалы, игры, игрушки. Мяч – это отличный вариант для того, чтобы провести интересное обучающее занятие. А можно ли его использовать как средство развития речи ребенка? Конечно, и этому есть вполне весомые доводы.

Игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта (при наличии) и побуждают к общению. Мяч – прекрасный инструмент для развития у детей общей и мелкой моторики, скорости реакции, закрепления правильного произношения звуков, обобщению и расширению словарного запаса и умения ориентироваться в пространстве. Кроме того, такой атрибут улучшает настроение, создает благоприятный эмоциональный фон на занятиях.

Игровые действия с мячом, шариками, бусинами являются любимыми средствами организации и надежными помощниками в коррекционной работе с детьми на разных этапах. Совместная работа двигательного, вестибулярного, зрительного и тактильного анализаторов, которые включаются при выполнении движений с предметом круглой формы, усиливают эффект занятий. Поэтому мы часто используем мяч, проводя речевые игры, как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях.

«Сделать серьёзное занятие для ребёнка занимательным – вот задача первоначального обучения» - об этом писал К.Д. Ушинский. Педагоги нашего детского сада оказались солидарны с великим русский педагогом, поэтому с удовольствием апробировали разнообразные приемы работы с мячом на консультативном часе, посвященном развитию и расширению словарного запаса у детей дошкольного возраста.

Было определено, что на первоначальном этапе можно применить игровые упражнения с воздушными шарами, так как «праздничный» атрибут позволяет установить контакт даже с самым застенчивым или упрямым ребенком.

На следующем этапе можно использовать игры с мячом в качестве динамических пауз, с целью повышения двигательной активности, активизации непроизвольного внимания, формирования произвольного внимания, развития пространственных представлений и повышения эмоционального тонуса.

Играя, ребенок самостоятельно решает разнообразные мыслительные задачи: описывает предметы, выделяет их характерные признаки, находит сходство и различие, отгадывает по описанию, группирует предметы по различным свойствам, а также дает этому словестное обозначение. Дети, поймав мяч, с удовольствием подбирают нужные слова: «Каждый знает, что круглым бывает…мяч, солнце, обруч, яблоко» или по очереди считают предметы, согласовывая существительное с числительным «Одна книга, две книги, пять книг».

Игры с мячом не требуют сложной атрибутики, длительной подготовки и больших временных затрат. Они могут быть интересны и полезны всем членам семьи. В них можно играть в выходные дни, в праздники, в будние дни вечерами, когда взрослые и дети собираются вместе после очередного рабочего дня.

Однако важно не забывать и о правилах организации такого досуга.

Во-первых, в условиях помещения игры должны быть организованы взрослыми.

Во-вторых, взрослые должны быть непосредственными участниками игры, партнерами малыша.

В-третьих, играм с мячом на улице следует уделить особое внимание: не играть вблизи проходящего транспорта, на высоких подиумах, платформах, необходимо избегать опасных канав или скрытых ям. Мяч требует уважения к себе и безопасного пространства.                     

Таким образом, подобные игры совсем не сложно придумать самим, или вспомнить, во что вы сами играли в детстве. Так, необходимые занятия по развитию речи станут не только продуктивными, но еще и долгожданными и приятными для ребенка.

 

Учитель-логопед, Уварова Елена Владиславовна

 



 
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №3 города Тюмени
625046, г. Тюмень, ул. Стахановцев, 7
Телефон: 8 (3452) 68-98-57
Эл. почта: madouds3@mail.ru
закрыть
Настройка параметров отображения для слабовидящих
Цвет: ЦЦЦЦЦ
Размер шрифта:
Скрывать изображения: