Умение читать начинается с изучения букв и звуков. Но как помочь ребенку запомнить их? Обычно при слове «буква» в нашем сознании невольно всплывает непосредственно сам буквенный знак – его зрительный образ. Однако важно понимать, что процесс усвоения букв не сводится только к запоминанию буквенных знаков, ведь каждый буквенный знак важен не сам по себе. Его назначение состоит в том, чтобы при его помощи обозначить определенный звук речи.
Для того чтобы усвоить буквы, ребенок, прежде всего, должен уметь хорошо различать на слух все речевые звуки, не смешивая их друг с другом. Только при этом условии он сможет прочно связать между собой определенный акустический образ каждого речевого звука (фонемы) со зрительным образом буквы (графемой). После установления прочной связи между каждой фонемой и соответствующей ей графемой ребенок сможет без затруднений «озвучивать» каждый буквенный знак при чтении, а в дальнейшем легко подбирать нужную букву для обозначения звука в процессе письма.
Следовательно, одной из необходимых предпосылок успешного обучения ребенка основам грамоты является развитие его слуховой функции. Сюда входит и слуховая дифференциация (различение) звуков речи, а также начальные формы звукового анализа и синтеза слов. В этих процессах участвуют ещё и речевые артикуляции. Другими словами нарушение звукопроизношения напрямую влияет как на развитие слуховой функции, так и на письмо. Если ребенок, имея нарушенное произношение звука [Ш], начнет писать «Снег падал на крышу», то опираясь на свое слуховое восприятие и неверную артикуляцию, в тетради мы можем увидеть «Снег падал на крысу».
Кроме этого, сложность для ребенка представляет и усвоение зрительных образов букв, овладение умением быстро и безошибочно отличать их друг от друга по внешнему виду. Одним детям сравнительно быстро удается преодолеть эту сложность, а для других она оказывается трудно преодолимой. Для того чтобы ребенок мог научиться различать сходные по своему внешнему виду буквы, у него к началу школьного обучения должны быть сформированы зрительно-пространственные представления.
Необходимым условием для различения оптически сходных букв является развитие у ребёнка способности к тонкому зрительному анализу и синтезу (умению мысленно расчленить предмет (в том числе и буквенный знак) на составляющие его отдельные части или элементы, и наоборот, объединить отдельные части предмета в единое целое). Процессы анализа и синтеза обычно выступают в единстве, дополняя друг друга. Этому способствуют такие игры, как: «Дорисуй букву», «Трансформирование букв», «Узнай букву» и многие другие, которые так нравятся нашим малышам.
Таким образом, для успешного обучения ребенка буквам необходимо:
Во-первых, убедиться в том, что все звуки речи ребенка являются артикуляционно и акустически верными.
Во-вторых, сформировать пространственные представления (форма и величина предметов, ориентировка в собственном теле), а также поработать над предлогами.
В результате проводимой на занятиях работы у детей заметно улучшилось зрительное внимание, восприятие и память. Кроме того, пробуждается интерес к процессу чтения и письма, появляется уверенность в своих силах.
Учитель-логопед: Уварова Елена Владиславовна