Версия сайта
для слабовидящих

Советы логопеда Колмаковой Л.Ф.

  чт., 07.04.2016

Учимся слышать звуки

Советы логопеда Колмаковой Л.Ф.

     Что такое фонематический слух? Это способность человека различать в потоке речи различные звуки, из которых складываются произносимые нами слова. А их значительно больше, чем букв. Чем тоньше ухо воспринимает различные их сочетания (слова), тем быстрее и легче ребёнок овладевает правильным звукопроизношением, а затем чтением и письмом. Созревание зон в коре головного мозга, ответственных за фонематическое восприятие, обычно завершается к 5-7 годам. В этом возрасте ребёнок начинает проявлять активный интерес к словам, буквам, играм со звуками и желание научиться читать. Многие дети самостоятельно начинают овладевать навыками звуко-буквенного анализа слова, придумывая слова на определённый звук, называя первый и последний звуки в слове, делают попытки что-то писать.

Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Но это большое заблуждение! Практика показывает, знание букв не исключает серьезных затруднений у школьников при обучении грамоте. Как сильно переживает малыш из-за ошибок, исправленных красной ручкой учительницы! И как скучно делать «Работу над ошибками»!

Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по развитию фонематического восприятия.При планомерной работе по развитию фонематического слуха дошкольники не только учатся выделять, воспроизводить и различать звуки речи, но и намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении и т.д., что так важно при формировании навыков чтения и письма.

При проведении занятий формированию фонематического слуха и обучению детей грамоте в домашних условиях родителям необходимо знать:

1. Звуки мы слышим и произносим, а буквы видим, пишем, читаем.

2. Звуки бывают гласные и согласные.

2. Гласные  можно петь, воздух не встречает на своем пути преград. Это звуки: А, О, У, И, Ы, Э, обозначаются красным цветом.

3. Согласные не поются, воздух встречает на своем пути преграду в виде губ, зубов, неба или языка.

4. Согласные звуки делятся на мягкие и твердые (например М – твердый и МЬ – мягкий). Перед буквами И, Я, Ю, Е, Ё и мягкий знак «Ь» твердые согласные всегда мягкие.

5. Всегда твердые согласные Ш, Ж, Ц.  Всегда мягкие Щ, Ч, Й.

6. Согласные твердые обозначаются синим цветом, а согласные мягкие – зеленым.

7. Согласные звуки делятся на звонкие и глухие (проверяем: тыльную сторону руки прикладываем к горлышку, произносим согласный звук, если горлышко звенит, значит  звук звонкий, если горлышко спит, то звук глухой).

 8. Начинать занятия следует со знакомства со звуком, рекомендуются следующие задания:

- Уточнить правильное произношение, предлагаем ребенку называть картинки с данным звуком. Определить место звука в слове (в начале, середине или в конце).

- Выложить или нарисовать схему слова, ребенок должен дать точную характеристику каждому звуку (см. информацию выше).

 9. Затем обозначаем звук буквой, рекомендуются следующие задания:

- Печатать букву в тетради;

- Выложить букву из палочек;

- Нарисовать недостающие элементы букв;

- Угадать какая буква нарисована на спине и др.

 10. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 15—20 минут, делая в середине занятия небольшой перерыв — паузу, во время которой ребенок может подвигаться: поиграть в мяч, по­прыгать, побегать. Выбирайте для занятия часы наивыс­шей работоспособности ребенка, когда он бодр и весел.

 11. Никогда не принуждайте малыша к занятиям, старайтесь его заинтересовать. Проводите занятие в игровой форме (в заданиях приведены примеры дидактических игр). Хва­лите ребенка за успехи и никогда не выказывайте своего огорчения, если у него что-то не получается. Придумайте систему поощрений.

 12. Все согласные буквы называйте как звуки. Например, не «пэ» или «эр», а «п» или «р».

 13. Не спешите переходить к следующему заданию, если вы не уверены, что ребенок усвоил материал предыдущего.

 14. Йотированные буквы Е, Ё,Ю, Яребенку не предлагаются, так как этот материал слишком сложен для понимания его до­школьниками.

 Рекомендуемые упражнения для развития фонематического слуха

1. Выделение и называние шумовых, речевых, музыкальных звуков (бытовые шумы, звуки улицы, звучание музыкальных инструментов, речь человека) – игра: «Угадай, что прозвучало?»;

2. Различение голосов близких детей и взрослых, распознавание по интонации и содержанию фраз – игра: «Угадай, кто говорит?»;

3. Воспроизведение ряда гласных звуков, угадывание их по беззвучной артикуляции;

4. Выделение заданного звука из ряда звуков.Пример: «Хлопни в ладоши, если услышишь звук О: О, У, А, С, О, Д, И, К, О и т. д.»;                                

 5.  Определение позиции звука в слове. Пример: «Определи где слышится звук Р – в начале слова, середине или в конце: рыба, ракета, карандаш,  топор»;

6. Определение количества слогов в слове; группировка картинок в зависимости от количества слогов в их названии (1группа-1слог, 2группа- 2слога, 3группа-3слога т.д.);  

7. Составление слогов или слов из последовательности звуков. Пример: « Звуки рассыпались, составь слово из звуков: «К», «О», «Т»;                               

8. Называние слов на определенный звук. Пример: «Назови картинки, где слышится звук Р», «Придумай слово, которое начинается на звук К»

 

 



 
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №3 города Тюмени
625046, г. Тюмень, ул. Стахановцев, 7
Телефон: 8 (3452) 68-98-57
Эл. почта: madouds3@mail.ru
закрыть
Настройка параметров отображения для слабовидящих
Цвет: ЦЦЦЦЦ
Размер шрифта:
Скрывать изображения: