Музыка и движение такие же взаимосвязанные понятия, как звук и его ритмическая организация. Ритм, пульсация, действие – по сути своей
характеристики одного и того же.
В прогрессивных педагогических системах музыкального воспитания движению всегда отводилось особое место, так как музыканты признавали за ним возможность не только совершенствовать тело, но и развивать духовный мир человека.
Разного характера танцы, музыкальные игры, двигательные упражнения помогают ребенку понять содержание музыки, освоить ее непростой язык.
Чтобы развить у детей чувство ритма, выразительность движения, фантазию и воображение можно использовать игры со словом. Особенностью является то, что все игры можно проводить без музыкального сопровождения, под мелодизированный текст, который в определенной степени как бы заменяет собой мелодичный напев. Наличие мелодического и ритмического начала позволяет выполнять движения по содержанию текста в нужном ритме и темпе. Одновременно у детей совершенствуются двигательные навыки: прыжки, пружинный и дробный топающий шаг, поскок, переменный шаг, галоп, шаг с высоким подъемом ног, легкий стремительный бег.
Взрослый, не владеющий игрой на музыкальном инструменте, с помощью игр со словом в состоянии грамотно помочь детям овладеть выразительными движениями.
Например — «Солнышко»
Солнышко, солнышко, — выполняем полуприседания и одновременно
Выгляни в окошко: хлопаем в ладоши
Твои детки плачут, — легкие прыжки и одновременно хлопки над
По камушкам скачут. головой
Несколько вариантов: текст произносится в медленном темпе, нараспев, с изменением темпа, без остановок (на одном дыхании), с ускорением, с замедлением.
Дети с удовольствием играют в такие непринужденные игры со взрослыми.