На современном этапе развития нашего общества с каждым годом количество детей с речевой патологией возрастает.Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь.
Основой для понимания смысла сказанногоявляется фонематический (речевой) слух. Ведь заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно иное его значение: «коза-коса», «дом-том», «бочка-почка». И вот уже «козой косят луг», а «Мишина машина» превращается в «мышей на машине». Другими словам, фонематический слух – это часть физического слуха, позволяющая различать звуки речи (родного или другого языка). Фонематический слух формируется с рождения, не только у детей, но и у взрослых при изучении любого иностранного языка.
При несформированностиречевогозвукоразличения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал. Вследствие этого мы наблюдаем пропуски или замены звуков и слогов в словах, что в свою очередь тормозить процесс развития связной речи, обучения чтению и письму.В то время, когда ребенок прекрасно слышит даже самый тихий шепот, он может путать звуки похожие по звучанию или близкие по способу образования (по произношению), не различать на слух гласные, глухие и звонкие согласные, шипящие и свистящие, не способен выделить заданный звук в слове, то есть не владеет процессом звуко-буквенного анализа и синтеза.
К сожалению, многие не уделяют развитию фонематического слуха должного внимания. Большинство считает, что раз ребенок слышит хорошо, проблем со слухом нет, то и заниматься не надо. Однако если вовремя не принять меры, то дефект закрепится, и чем старше будет становиться ребенок, тем сложнее будет это исправить.
Именно поэтому на занятиях по развитию речи логопеды особое внимание уделяют развитию фонематического слуха.Система упражнений построена по принципу от простого к сложному. Выявив, на каком этапе малыш перестает справляться с заданиями, специалисты начинают развивать навык фонематического восприятия с этого уровня.
Формирование речевого слуха начинается с узнавания природных, бытовых и музыкальных шумов, голосов животных– так называемого неречевого слуха.
На втором этапе переходим к различению звуков речи по тембру, силе и высоте. Например, мы договоритесь, что ребенок будет выполнять определенные действия, когда взрослый произнесет слова громко и когда тихо.
Третий этап включает в себя различение сходных по звучанию слов. Выкладываем перед ребенком картинки со сходными по звучанию словами (лук-люк, крыса-крыша). Взрослый называет предмет, а ребенок поднимает соответствующую картинку.
Различение слогов – это четвертый этап, где взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на), отхлопывая слоги. Если ребенку это доступно, тогда предлагаем самостоятельно отхлопать количество слогов в слове.
Пятый этап заключается в том, чтобы научиться различать звуки. Для начала важно объяснить ребенку, что слова состоят из звуков и поиграть с ними. Комарик говорит - зззз, ветер дует - сссс, жук жужжит - жжжж, тигр рычит - рррр... Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто(что) его издает. Затем взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданную фонему.
Далее переходим к освоению навыков анализа и синтеза. Ребенку необходимо найти место звука в слове (начало, середина или конец) или же определить какой из двух заданных звуков спрятался в слове.
Таким образом, уделяя внимание развитию фонематического слуха, мы облегчаем ребенку процесс освоения правильного звукопроизношения, а в дальнейшем чтения и письма. Несложная система игр позволит помочь ребенку овладеть родным языком, избежать возможных трудностей и предвосхитить возникновение речевых нарушений. Если же нарушение уже имеется, то развитие фонематического слуха будет первым шагом на пути его преодоления.
Автор: Учитель-логопед Уварова Елена Владиславовна