Версия сайта
для слабовидящих

Фонематический слух – основа правильной речи

  чт., 20.01.2022

На современном этапе развития нашего общества с каждым годом количество детей с речевой патологией возрастает.Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь.

Основой для понимания смысла сказанногоявляется фонематический (речевой) слух. Ведь заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно иное его значение: «коза-коса», «дом-том», «бочка-почка». И вот уже «козой косят луг», а «Мишина машина» превращается в «мышей на машине». Другими словам, фонематический слух – это часть физического слуха, позволяющая различать звуки речи (родного или другого языка). Фонематический слух формируется с рождения, не только у детей, но и у взрослых при изучении любого иностранного языка.

При несформированностиречевогозвукоразличения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал. Вследствие этого мы наблюдаем пропуски или замены звуков и слогов в словах, что в свою очередь тормозить процесс развития связной речи, обучения чтению и письму.В то время, когда ребенок прекрасно слышит даже самый тихий шепот, он может путать звуки похожие по звучанию или близкие по способу образования (по произношению), не различать на слух гласные, глухие и звонкие согласные, шипящие и свистящие, не способен выделить заданный звук в слове, то есть не владеет процессом звуко-буквенного анализа и синтеза.

К сожалению, многие не уделяют развитию фонематического слуха должного внимания. Большинство считает, что раз ребенок слышит хорошо, проблем со слухом нет, то и заниматься не надо. Однако если вовремя не принять меры, то дефект закрепится, и чем старше будет становиться ребенок, тем сложнее будет это исправить.

Именно поэтому на занятиях по развитию речи логопеды особое внимание уделяют развитию фонематического слуха.Система упражнений построена по принципу от простого к сложному. Выявив, на каком этапе малыш перестает справляться с заданиями, специалисты начинают развивать навык фонематического восприятия с этого уровня.

Формирование речевого слуха начинается с узнавания природных, бытовых и музыкальных шумов, голосов животных– так называемого неречевого слуха.

На втором этапе переходим к различению звуков речи по тембру, силе и высоте. Например, мы договоритесь, что ребенок будет выполнять определенные действия, когда взрослый произнесет слова громко и когда тихо.

Третий этап включает в себя различение сходных по звучанию слов. Выкладываем перед ребенком картинки со сходными по звучанию словами (лук-люк, крыса-крыша). Взрослый называет предмет, а ребенок поднимает соответствующую картинку.

Различение слогов – это четвертый этап, где взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на), отхлопывая слоги. Если ребенку это доступно, тогда предлагаем самостоятельно отхлопать количество слогов в слове.

Пятый этап заключается в том, чтобы научиться различать звуки. Для начала важно объяснить ребенку, что слова состоят из звуков и поиграть с ними. Комарик говорит - зззз, ветер дует - сссс, жук жужжит - жжжж, тигр рычит - рррр... Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто(что) его издает. Затем взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданную фонему.

Далее переходим к освоению навыков анализа и синтеза. Ребенку необходимо найти место звука в слове (начало, середина или конец) или же определить какой из двух заданных звуков спрятался в слове.

Таким образом, уделяя внимание развитию фонематического слуха, мы облегчаем ребенку процесс освоения правильного звукопроизношения, а в дальнейшем чтения и письма. Несложная система игр позволит помочь ребенку овладеть родным языком, избежать возможных трудностей и предвосхитить возникновение речевых нарушений. Если же нарушение уже имеется, то развитие фонематического слуха будет первым шагом на пути его преодоления.

Автор: Учитель-логопед Уварова Елена Владиславовна

Важно!

Уважаемые родители!

Администрация детского сада приглашает поступающих в новом учебном году на родительские собрания!

14.05.2024 в 17.30  - для поступивших в корпус 1 (пр. Стахановцев, д. 7, 2 этаж, музыкальный зал)

15.05.2024 в 17.30 - для поступивших в корпус 2 (ул. Монтажников, д. 11/2, 1 этаж, музыкальный зал)

16.05.2024 в 17.30 -для поступивших в корпус 3 (ул. Моторостроителей, д. 6/2, 2 этаж, музыкальный зал)

События



 
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №3 города Тюмени
625046, г. Тюмень, ул. Стахановцев, 7
Телефон: 8 (3452) 68-98-57
Эл. почта: madouds3@mail.ru
закрыть
Настройка параметров отображения для слабовидящих
Цвет: ЦЦЦЦЦ
Размер шрифта:
Скрывать изображения: