У многих современных детей отмечается нарушение внутреннего ритма, нет баланса между процессами торможения и возбуждения в центральной нервной системе. Они не могут самостоятельно справиться со своей или чрезмерной активностью, или, наоборот, медлительностью, что, конечно, отражается и в речи. Таким детям необходимо помочь сначала отладить собственный организм, настроить правильный ритм собственного тела. В этом и должна помочь ритмика или приём ритмодекламации.
Ритмодекламация – синтез музыки и поэзии. Это чёткое произнесение текста или стихов в заданном ритме. Основная её цель – это, прежде всего, развитие музыкального, поэтического слуха, чувства слова, воображения. Главное правило ритмодекламации : каждое слово, каждый слог, звук воспроизводится осмысленно, с искренним отношением исполнителя к звучащей речи.
Ритмодекламация может идти на фоне ритмического сопровождения звучащих жестов (хлопки, шлепки, щелчки, притопы и т. п., шумовых инструментов. Звучание мелодии, может сопровождаться различными движениями, что помогает детям телесно пережить ощущение темпа, динамики, ритма речи.
Двигаясь в заданном ритме и темпе, выполняя специальные упражнения, ребёнок учится владеть своим телом, чувствовать свой внутренний ритм, подстраиваться под внешние изменения. Он способен почувствовать и передать в движении такие средства музыкальной выразительности, как форма, темп, динамика.
Но он не просто двигается в такт музыке, а ещё и проговаривает ритмический рисунок. До тех пор, пока ребёнок не услышит, как он говорит, и не научится контролировать свою речь, трудно надеяться, что он сможет правильно и выразительно петь.
Примеры ритмодекламаций:
«Гном»
Он придёт совсем неслышно в дом, дом. (руки домиком)
Как зовут его, не знаешь? Гном, гном. (пожать плечами)
Он, наверно, очень добрый? Да, да. (кивнуть головой)
У него такая борода. Борода (показать бороду)
Он расскажет тихо сказку нам, нам. (руки к груди)
Я ему медовый пряник дам, дам (отдающие движения)
А потом станцуем гопачок-чок. (каблучок)
Он такой забавный старичок. Старичок. (показать старичка с палочкой)
И на зонтике волшебном вдаль, даль (руку ко лбу,смотреть в даль)
Улетит он, а прощаться жаль, жаль. (потирать глаза)
Я не буду больше плакать, нет, нет. (покачать указ. пальцем вправо,влево)
Передай ему, скорей Привет. При-вет (помахать ладошкой)
«Белый мишка»
Белый мишка шел по снегу,( «топать» мячиком по одной руке)
Сам с собой он вел беседу: («топать» по другой руке)
«Ры-ры, ру-ру, (катать мячик в ладошках)
Много снега наберу!
Налеплю комочков (сжимать мячик двумя руками)
Беленьких снежочков.
Буду-буду их катать. (Катать в руках)
А потом кидать!»
(Кидают вверх мячики несколько раз под музыкальный проигрыш)
«Скачите палочки»
Вы скачите, палочки, Стучать поочерёдно правой и левой палочками по полу.
Как солнечные зайчики.
Прыг-скок, прыг-скок, Один раз стукнуть двумя палочками по полу.
Прискакали на лужок. Стучать поочерёдно правой и левой палочками по полу.
Правой ножкой: топ, топ, Стучать палочкой в правой руке по полу.
Левой ножкой: топ, топ. Стучать палочкой в левой руке по полу.
На лавочку сели, песенку запели. Поставить обе палочки на колени и качать.
«Ранним утром»
Ранним утром на рассвете, первая группа детей – шлепки по ногам
Шух- шух- шух, вторая группа детей – «шуршат ладошками»
То ли аист, то ли ветер, первые – шлепки по ногам
Шух- шух- шух, вторые - «шуршат»
Пролетел среди берёз, первые – изображают «крылья»
Ффуууу! вторые – звукоимитация голосом
Новость новую принёс, первые – пальчик указательный к губам
Ффуууу! вторые – звукоимитация голосом
И по лесу тут же слухи, первые – друг к другу «шепчутся»
Ссшшш! вторые – звукоимитация голосом
Полетели точно мухи, первые – машут мелкими «крыльями»
Зззззз! вторые – звукоимитация голосом
Покатился лесом гул: первые – нарисовать руками большой круг
Ггуууу! вторые – звукоимитация голосом
То спросонок лес вздохнул, первые – глубокий вдох
Ггуууу! вторые – звукоимитация голосом
И посыпалась роса, первые – «брызги» руками
Кап- кап- кап- кап! вторые – звукоимитация голосом
Зазвучали голоса первые и вторые расходятся в разные стороны,
Ааааа! изображают разные голоса лесных жителей
Игру необходимо сопровождать звучащими жестами, затем можно использовать музыкальные инструменты.