Версия сайта
для слабовидящих

Приемы ритмодекламации для детей дошкольного возраста

  пт., 09.06.2023

У многих современных детей отмечается нарушение внутреннего ритма, нет баланса между процессами торможения и возбуждения в центральной нервной системе. Они не могут самостоятельно справиться со своей или чрезмерной активностью, или, наоборот, медлительностью, что, конечно, отражается и в речи. Таким детям необходимо помочь сначала отладить собственный организм, настроить правильный ритм собственного тела. В этом и должна помочь ритмика или приём ритмодекламации.

Ритмодекламация – синтез музыки и поэзии.  Это чёткое произнесение текста или стихов в заданном ритме.  Основная её цель – это, прежде всего, развитие музыкального, поэтического слуха, чувства слова, воображения. Главное правило ритмодекламации : каждое слово, каждый слог, звук воспроизводится осмысленно, с искренним отношением исполнителя к звучащей речи.

       Ритмодекламация может идти на фоне ритмического сопровождения звучащих жестов (хлопки, шлепки, щелчки, притопы и т. п., шумовых инструментов. Звучание мелодии, может сопровождаться различными движениями, что помогает детям телесно пережить ощущение темпа, динамики, ритма речи.

Двигаясь в заданном ритме и темпе, выполняя специальные упражнения, ребёнок учится владеть своим телом, чувствовать свой внутренний ритм, подстраиваться под внешние изменения. Он способен почувствовать и передать в движении такие средства музыкальной выразительности, как форма, темп, динамика.

Но он не просто двигается в такт музыке, а ещё и проговаривает ритмический рисунок.   До тех пор, пока ребёнок не услышит, как он говорит, и не научится контролировать свою речь, трудно надеяться, что он сможет правильно и выразительно петь.  

Примеры ритмодекламаций:

«Гном»

Он придёт совсем неслышно в дом, дом. (руки домиком)

Как зовут его, не знаешь? Гном, гном. (пожать плечами)

Он, наверно, очень добрый? Да, да. (кивнуть головой)

У него такая борода. Борода (показать бороду)

Он расскажет тихо сказку нам, нам. (руки к груди)

Я ему медовый пряник дам, дам (отдающие движения)

А потом станцуем гопачок-чок. (каблучок)

Он такой забавный старичок. Старичок. (показать старичка с палочкой)

И на зонтике волшебном вдаль, даль (руку ко лбу,смотреть в даль)

Улетит он, а прощаться жаль, жаль. (потирать глаза)

Я не буду больше плакать, нет, нет. (покачать указ. пальцем вправо,влево)

Передай ему, скорей Привет. При-вет (помахать ладошкой)

 

«Белый мишка»

Белый мишка шел по снегу,( «топать» мячиком по одной руке)

Сам с собой он вел беседу: («топать» по другой руке)

«Ры-ры, ру-ру, (катать мячик в ладошках)

Много снега наберу!

Налеплю комочков (сжимать мячик двумя руками)

Беленьких снежочков.

Буду-буду их катать. (Катать в руках)

А потом кидать!»

(Кидают вверх мячики несколько раз под музыкальный проигрыш)

 

«Скачите палочки»

Вы скачите, палочки,      Стучать поочерёдно правой и левой палочками по полу.

Как солнечные зайчики.

Прыг-скок, прыг-скок,             Один раз стукнуть двумя палочками по полу.

Прискакали на лужок.             Стучать поочерёдно правой и левой палочками по полу.

Правой ножкой: топ, топ,        Стучать палочкой в правой руке по полу.

Левой ножкой: топ, топ.         Стучать палочкой в левой руке по полу.

На лавочку сели, песенку запели.     Поставить обе палочки на колени и качать.

«Ранним утром»

Ранним утром на рассвете,                           первая группа детей – шлепки по ногам

Шух- шух- шух,                                        вторая группа детей – «шуршат ладошками»

То ли аист, то ли ветер,                                          первые – шлепки по ногам

Шух- шух- шух,                                                      вторые  -  «шуршат»

Пролетел среди берёз,                                            первые – изображают «крылья»

Ффуууу!                                                                   вторые – звукоимитация голосом

Новость новую принёс,                                 первые – пальчик указательный к губам

Ффуууу!                                                                   вторые – звукоимитация голосом

И по лесу тут же слухи,                                          первые – друг к другу «шепчутся»

Ссшшш!                                                                   вторые – звукоимитация голосом

Полетели точно мухи,                               первые – машут мелкими «крыльями»

Зззззз!                                                                       вторые – звукоимитация голосом

Покатился лесом гул:                            первые – нарисовать руками большой круг

Ггуууу!                                                                      вторые – звукоимитация голосом

То спросонок лес вздохнул,                                    первые – глубокий вдох

Ггуууу!                                                                      вторые – звукоимитация голосом

И посыпалась роса,                                                 первые – «брызги» руками

Кап- кап- кап- кап!                                                   вторые – звукоимитация голосом

Зазвучали голоса                                    первые и вторые расходятся в разные стороны, 

Ааааа!                                                        изображают разные голоса лесных жителей                            

Игру необходимо сопровождать звучащими жестами, затем можно использовать музыкальные инструменты.



 
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №3 города Тюмени
625046, г. Тюмень, ул. Стахановцев, 7
Телефон: 8 (3452) 68-98-57
Эл. почта: madouds3@mail.ru
закрыть
Настройка параметров отображения для слабовидящих
Цвет: ЦЦЦЦЦ
Размер шрифта:
Скрывать изображения: