Версия сайта
для слабовидящих

Развитие мелкой моторики у детей подготовительного возраста, как фактор успешного обучения в школе

  ср., 10.05.2023

Подготовка к обучению ребёнка в школе является одной из актуальных проблем в современном образовании. Известно, что школа - это совершенно новый этап в жизни ребёнка. Поэтому, готовить ребёнка к школе необходимо заранее, т. к. избежать периода приспособления к школьной жизни невозможно, а частично облегчить его - вполне реальная задача. 

С ребёнком следует выполнять упражнения, направленные на укрепление подвижности пальцев, развитие силы, координации движений. Всё это - основные составляющие овладения письмом.

По мнению учёных, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Кроме этого, мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память.

Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных координационных движений кистей и пальцев, которые необходимы для того, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Поступая в 1-ый класс, дети с затруднениями мелкой моторики, недостаточной сформированностью навыков зрительно-двигательной координации испытывают затруднения с письмом: у них быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв; нередко встречается и "зеркальное" письмо, когда ребенок не различает понятия "лево", "право", "лист", "страница", "строка", не укладываются в общий темп работы. Все это отрицательно сказывается на усвоении детьми программы 1 класса и вызывает необходимость организации дополнительных упражнений, цель которых - подготовить руку ребенка к систематическому письму, сформировать элементарные специфические графические навыки письма.

Чтобы подготовить руку ребенка к письму необходимо:

  • Развитие графической моторики.
  • Особое место занимает штриховка, обведение по трафарету фигур или предметов, с использованием простого и цветного карандашей. Для штриховки используются книги для раскрашивания. (фото 2)
  • Обведение контуров. Обвести рисунок точно по линиям, не отрывая карандаш от бумаги.
  • Рисование узоров по клеточкам. В образце есть начало узора, необходимо его продолжить.
  • Рисование по опорным точкам, пунктирным линиям. 
  • Раскрашивание картинки.
  • Использование физкультминуток, где движения детей сочетаются с речью. Такие физкультминутки способствуют переключению на другой вид деятельности, повышению работоспособности, снятию нагрузки, тренируют психические процессы (память, внимание, слуховое восприятие).
  • Массаж рук, пальчиковые игры, пальчиковый тренинг способствуют освоению детьми элементов самомассажа, оказывают оздоровительное воздействие на организм ребенка, улучшают функции рецепторов проводящих путей. Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой стимулируют умственную деятельность, способствуют хорошему эмоциональному настрою, улучшению произношения многих звуков, а значит - развивают речь.

Массаж рук проводится сначала на одной руке, затем на другой руке.

  1. Поглаживание от кончиков пальцев до середины руки с внешней и тыльной стороны.
  2. Разминание пальцев: интенсивные круговые движения вокруг каждого пальца.
  3. Интенсивные движения большого пальца вперёд-назад, вверх-вниз, по кругу.
  4. Сгибание-разгибание всех пальцев одновременно.
  5. Сгибание-разгибание руки в кистевом суставе.
  6. Интенсивное растирание каждого пальца.
  7. Точечный массаж каждого пальца между фалангами с боковых и фронтально-тыльных сторон. 

Пальчиковый тренинг.

  1. Сжать пальцы в кулак и сделать круговые движения кистью влево, затем, вправо. 4-5 раз.
  2. С силой сжимать и разжимать пальцы. 5-6 раз.
  3. Выпрямить пальцы, большой палец отвести в сторону и проделать им круговые движения сначала влево, затем вправо. 4-6 раз.
  4. Выпрямить пальцы, одновременно сгибать и разгибать две первые фаланги. 5-6 раз.
  5. Развести прямые пальцы, последовательно, веерообразным движением, начиная с мизинца, согнуть все пальцы в кулак. Затем, начиная с большого пальца, вернуться в исходное положение. 3-4 раза.
  6. Сжать пальцы в кулак. Попробовать разгибать и сгибать отдельно каждый палец. Стремиться к тому, чтобы другие оставались собранными в кулак. Упражнения выполняются сидя, локти поставлены на стол. Постепенно довести количество повторений до 10-15 раз. Закончив гимнастику, следует потрясти расслабленными кистями и сделать массаж.

Пальчиковые игры.

Пальчиковые игры способствуют развитию речи, творческой деятельности, вырабатывают ловкость, умение управлять своими движениями, активизируют моторику руки. Дети изображают из пальцев предметы, птиц, животных. Все фигуры с небольшим стихотворным сопровождением.

  • Игры (дидактические, театрализованные, "театр в руке", сюжетно-ролевые) позволяют повысить общий тонус, развивают внимание, память, снижают психоэмоциональное напряжение, развивают воображение.
  • Сюжетно-тематические занятия по аппликации, конструированию, рисованию, и лепке способствуют развитию познавательных и творческих способностей, развитию навыков и умений детей, координации движений пальцев рук, способствуют развитию речи.
  • Чтение художественной литературы, потешек расширяет горизонты познания, стимулирует речевое и интеллектуальное развитие, расширяет словарный запас.
  • Использование графических упражнений учит ориентироваться на ограниченной плоскости, развивают мыслительную деятельность, внимание, память ребенка, приучают руку к сознательным, точным, целенаправленным движениям.

Чтобы развитие мелкой моторики пальцев рук стало увлекательной игрой, предлагаю использовать разнообразные приемы не только в детском саду, но и дома с родителями:

  • Пальчиковая гимнастика;
  • Показ при помощи рук различных изображений ("очки", " стул", "колокольчик", "зайка" и.т.д.), которыми может сопровождаться чтение потешек или сказок;
  • Обрывание бумаги разной плотности и фактуры (салфеток, газетной, картона)
  • Сминание пальцами комочков из бумаги;
  • Перебирание и сортировка круп и семян (рис, пшено, горох, фасоль и др.)
  • Завязывание и развязывание бантов, узлов;
  • Застегивание пуговиц, молний, крючков;
  • Нанизывание бус, пуговиц и мелких игрушек на леску, работа с проволокой;
  • Конструирование из палочек, полосок узоров различными пальцами;
  • Лепка из пластилина.
  • Конструирование
  • Рисование различными материалами (карандашом, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью и т.д.)
  • Симметричное вырезание, аппликация, вырезание ножницами различных фигурок из старых картинок.

Все виды занятий – кропотливый, интересный труд, который развивает внимание, совершенствует сенсомоторику – согласованность в работе глаза и руки, координации движений, их точность.

 

 

Информацию подготовил: педагог-психолог Раиса Владимировна К.



 
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №3 города Тюмени
625046, г. Тюмень, ул. Стахановцев, 7
Телефон: 8 (3452) 68-98-57
Эл. почта: madouds3@mail.ru
закрыть
Настройка параметров отображения для слабовидящих
Цвет: ЦЦЦЦЦ
Размер шрифта:
Скрывать изображения: