Версия сайта
для слабовидящих

"Современные технологии музыкального воспитания и их использование".

  вт., 02.05.2023

 «Ранняя эмоциональная реакция

позволяет с первых месяцев жизни

приобщать детей к музыке,

сделать её активным помощником

эстетического воспитания»

 (Н.А. Ветлугина).

Основной и важнейшей целью музыкального обучения в детском саду является всестороннее развитие личности и мышления через занятия музыкой. Программа воспитания и обучения в детском саду  предусматривает в процессе различных видов деятельности развитие музыкального слуха,  певческого голоса, танцевальных навыков, игры на детских музыкальных инструментах.

Наряду с имеющимися целями и задачами, появляются иные, отвечающие насущным запросам ребенка. Наиболее значимые из них можно определить следующим образом:

- создание условий, предоставляющих возможности каждому ребенку проявить свои индивидуальные способности при общении с музыкой;

- творческое развитие природной музыкальности ребенка;

- высвобождение первичной креативности, создание условий для спонтанных творческих проявлений;

- помощь в формировании внутреннего мира и самопознания

(эмоционально-психическое развитие и психокоррекция).

Сегодня музыкально-творческое воспитание человека, развитие его    природной музыкальности – это не только путь к эстетическому  образованию или способ приобщения к ценностям культуры, а очень эффективный способ развития самых разных способностей людей, путь к их самореализации как личности.

Новые подходы к музыкальному образованию требуют  использования абсолютно иных, эффективных педагогических технологий в развитии музыкальности детей. В основе инновационных технологий музыкального воспитания детей лежит коллективная деятельность, объединяющая: пение,  ритмизированную речь, игру на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок, пантомиму, импровизированную театрализацию.

Постоянный поиск ответов на вопросы, возникающие в ходе работы по музыкальному воспитанию детей, приводит к знакомству с различными методиками и практиками коллег и исследователей: методики и разработки Т.Боровик, А.Бурениной и Т.Сауко, Т.Тютюнниковой, О.Радыновой, М.Картушиной.

 

Задачи музыкального воспитания осуществляются посредством нескольких видов музыкальной деятельности в детском саду: слушания музыки, пения, музыкально-ритмических  движений, музыкально-дидактических игр.

Во все виды музыкальной деятельности возможны включения средства  новых информационных технологий.

Восприятие музыки:  демонстрация портретов композиторов, иллюстрации к музыкальному произведению, подборка слайдов или видео. С помощью ИКТ дети виртуально попадают в концертный зал, изучают творчество    композиторов, знакомятся с разными музыкальными жанрами. Интересно, ярко и понятно можно познакомить дошкольников с разными видами  искусства, такими как театр, балет, опера, продемонстрировав не только  иллюстрации, но и видео – ролики.

Мультимедиа презентации позволяют обогатить процесс эмоционально-образного познания, вызывают желание неоднократно слушать  музыкальное произведение, помогают надолго запомнить предложенное для слушания музыкальное произведение, зрительное восприятие  изучаемых объектов позволяет быстрее и глубже воспринимать   излагаемый материал, разнообразят впечатления детей.

Эвритмия

В настоящее время всё более активно в музыкальной деятельности применяется такой инновационный подход, как эвритмия. 
Эвритмия - искусство движения, основанное на закономерностях речи и  музыки и являющееся одним из способов выражения музыкального движения в пространстве. Эвритмия развивает музыкальные и творческие  способности детей, эмоциональную сферу, нравственно-коммуникативные качества, психический потенциал дошкольников, который благотворно влияет на культуру движения детей. Цель эвритмии - развитие культуры движения детей дошкольного возраста. 

Занятия по эвритмии для дошкольников проходят в форме увлекательной сказочной истории, которая рассказывается педагогом и создаётся действиями всех участников. Подражая движениям педагога, дети перевоплощаются в  образы различных растений и животных, проживают явления природы,  имитируют деятельность людей. Стихи и музыка выбираются в соответствии с сезонным состоянием природы. В музыкальной эвритмии дети учатся двигаться в характере музыки, учатся  чувствовать движение других. Игра - ведущая деятельность дошкольника, именно этот вид деятельности и стал основой для разработки специальных упражнений по эвритмии.

Главная особенность эвритмических упражнений – это акцентирование внимания на обучение музыкально-ритмическим движениям, на анализе  внутренних процессов: мыслительных, эмоциональных.  Эвритмия включает в себя: 

- ритмические игры; 

- упражнения по развитию мелкой моторики, крупной моторики; 
(упражнение для развития координации, равновесия, ловкости стопы); 

- пространственная ориентация; 

- социальные игры (взаимодействие с партнером, подгруппой детей и всей группой, как единого коллектива); 

- импровизационно-двигательные композиции с музыкальным  сопровождением; 

- игропластика - специальные упражнения для развития мышечной гибкости, силы в образных и игровых двигательных заданиях; 

- игротанцы - танцевальные шаги, направленные на развитие и совершенствование танцевальных движений. 

Разученные музыкально-ритмические этюды, композиции широко используются в непосредственно образовательной деятельности по музыке, физической культуре, а также во всех режимных моментах дошкольной  образовательной организации. 

 Технология проектирования музыкально обогащённой среды.

При разработке материала и содержания музыкально – дидактических игр, направленных на развитие музыкальных способностей ребёнка, учитываются и особенности музыкального развития дошкольника. Подбирая музыкальные произведения к играм необходимо помнить о том, что они должны быть доступны восприятию ребёнка старшего дошкольного возраста. Организуя любую музыкальную игру, в том числе музыкально –  дидактическую, важно рассматривать каждого ребенка как индивидуальность, способную проявить своё «я».

Требования к проектированию музыкальной среды:

1) создание условий для активного взаимодействия детей с любыми  пособиями, музыкальными инструментами — предметная среда должна быть со масштабна глазу, действиям руки и росту ребёнка;

2) оформление музыкальных мини – центров, уголков для детей старшего дошкольного возраста должно иметь дидактическую направленность;

3) каждый блок компонентов среды предусматривает ориентацию на представление всех видов детской музыкальной деятельности (восприятие  музыки, воспроизведение музыки – пособия, побуждающие к  музыкально-ритмической деятельности, творчество – пособия, побуждающие к творчеству и импровизации).

В нашем детском саду созданы такие условия.

 Для более гармоничного развития ребенка в детском саду, мы опираемся на технологии следующих парциальных программ:

 

1.Технологии музыкально-ритмического воспитания

(программа по ритмической пластике «Ритмическая мозаика» А.И.Бурениной нацелена на гармоничное развитие личности, единство

духовного и физического);

Цели и задачи:

- Воспитание интереса к музыкально-ритмическим движениям.

- Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, образно-игровых  движений.

- Развитие музыкального слуха: музыкальных сенсорных способностей;

чувство ритма – способности выражать в движении ритмическую пульсацию мелодии;

- слухового внимания – умение начинать и заканчивать движения в    соответствии с началом и концом музыки;

- способности менять темп и характер движения в соответствии с изменением темпа и характера звучания.

- Развитие двигательной сферы – формирование основных двигательных   навыков и умений, развитие пружинящих, маховых движений выразительных жестов, элементов плясовых движений; развитие выразительности движений, умение передавать в мимике и пантомимике образы знакомых животных и персонажей.

- Воспитание общительности, умение входить в контакт со взрослыми или  ребенком.

- Развитие элементарных умений пространственных ориентировок: умение становиться друг за другом, двигаться «стайкой» за ведущим, по кругу, вперед, назад.

- Развитие умения выполнять движения в соответствии с текстом песен и  потешек.

 В данной технологии используется репертуар, представляющий собой  песенки, тексты которых сопровождаются соответствующими движениями. Опора на слово имеет особое значение и для развития речи детей, и для конкретизации самого движения, наполнения его смыслом. В целом такие композиции оказывают комплексное воздействие на ребенка, вызывая яркую эмоциональную реакцию и активизируя движение, желание подпевать, танцевать вместе с взрослыми или сверстниками.

Основной метод  музыкально-ритмического воспитания детей – «вовлекающий показ»  двигательных упражнений.  Учитывая особенности  детей к подражанию, мы максимально выразительно и четко исполняем  ритмические композиции, так как от этого напрямую зависит и качество   движений детей. Эта технология дает возможность воспитывать малышей активными, энергичными, ловкими, эмоциональными и счастливыми.

 

 2.Технологии элементарного музицирования с дошкольними

(использование технологии Т.Э. Тютюнниковой «Элементарное музицирование с   дошкольниками»    содействует развитию их творческих способностей, природной музыкальности,  создает условия для широкой ориентации в музыке и накоплению запаса музыкальных впечатлений, помогает успешно решать  задачи программы дошкольного образования);

Элементарное музицировние дает возможность:

- развивать индивидуальность детей, их способность к импровизации,    творчеству, умение фантазировать;

- воспитывать и развивать музыкальные способности в увлекательной    эстетической игре с инструментами;

- проявить внимание к эмоциональному миру детей, их способности к   сопереживанию;

- воспитывать навыки общения и сотрудничества в группе;

- тренировки различных видов внимания, точной и быстрой реакции, умения слушать, активно воспринимать.

 3. Технологии обучения певческим навыкам 

Г.А. Струве «Хоровое сольфеджио» и В.В. Емельянова «Фонопедический метод развития голоса», авторская  методика А.В. Зарубы,  помогают в решении задач обучения певческим навыкам.

Эти технологии помогают воспитать у ребенка «чуткое музыкальное ухо» и эмоциональную отзывчивость – именно те компоненты музыкальности, без которых невозможно приобщить ребенка к миру прекрасного, невозможно и целостное развитие личности.

   

4.Технологии музыкотерапии – это психотерапевтический метод, основанный на  целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека. (концепция В. Петрушина)

 

Все эти технологии неотъемлемо связаны с музыкальным воспитанием, а значит, могут быть применены для освоения современной музыки дошкольниками.

 Использование различных методов и технологий,  описанных выше, пробуждает любопытство ребенка и сравнительно легко позволяет запомнить предлагаемый музыкальный материал, что связано с детской памятью.          Память ребенка – это его интерес. Так считают психологи, поэтому на протяжении всего дошкольного детства важно сделать интересным все, что педагог старается организовать для детей, не забывая о том, что ребенку подчас и самому было бы интересно добывать информацию, а не только получать ее от взрослых – педагогов и родителей.

Информацию подготовил: музыкальный руководитель Надежда Геннадьевна Б.



 
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №3 города Тюмени
625046, г. Тюмень, ул. Стахановцев, 7
Телефон: 8 (3452) 68-98-57
Эл. почта: madouds3@mail.ru
закрыть
Настройка параметров отображения для слабовидящих
Цвет: ЦЦЦЦЦ
Размер шрифта:
Скрывать изображения: