«Ранняя эмоциональная реакция
позволяет с первых месяцев жизни
приобщать детей к музыке,
сделать её активным помощником
эстетического воспитания»
(Н.А. Ветлугина).
Основной и важнейшей целью музыкального обучения в детском саду является всестороннее развитие личности и мышления через занятия музыкой. Программа воспитания и обучения в детском саду предусматривает в процессе различных видов деятельности развитие музыкального слуха, певческого голоса, танцевальных навыков, игры на детских музыкальных инструментах.
Наряду с имеющимися целями и задачами, появляются иные, отвечающие насущным запросам ребенка. Наиболее значимые из них можно определить следующим образом:
- создание условий, предоставляющих возможности каждому ребенку проявить свои индивидуальные способности при общении с музыкой;
- творческое развитие природной музыкальности ребенка;
- высвобождение первичной креативности, создание условий для спонтанных творческих проявлений;
- помощь в формировании внутреннего мира и самопознания
(эмоционально-психическое развитие и психокоррекция).
Сегодня музыкально-творческое воспитание человека, развитие его природной музыкальности – это не только путь к эстетическому образованию или способ приобщения к ценностям культуры, а очень эффективный способ развития самых разных способностей людей, путь к их самореализации как личности.
Новые подходы к музыкальному образованию требуют использования абсолютно иных, эффективных педагогических технологий в развитии музыкальности детей. В основе инновационных технологий музыкального воспитания детей лежит коллективная деятельность, объединяющая: пение, ритмизированную речь, игру на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок, пантомиму, импровизированную театрализацию.
Постоянный поиск ответов на вопросы, возникающие в ходе работы по музыкальному воспитанию детей, приводит к знакомству с различными методиками и практиками коллег и исследователей: методики и разработки Т.Боровик, А.Бурениной и Т.Сауко, Т.Тютюнниковой, О.Радыновой, М.Картушиной.
Задачи музыкального воспитания осуществляются посредством нескольких видов музыкальной деятельности в детском саду: слушания музыки, пения, музыкально-ритмических движений, музыкально-дидактических игр.
Во все виды музыкальной деятельности возможны включения средства новых информационных технологий.
Восприятие музыки: демонстрация портретов композиторов, иллюстрации к музыкальному произведению, подборка слайдов или видео. С помощью ИКТ дети виртуально попадают в концертный зал, изучают творчество композиторов, знакомятся с разными музыкальными жанрами. Интересно, ярко и понятно можно познакомить дошкольников с разными видами искусства, такими как театр, балет, опера, продемонстрировав не только иллюстрации, но и видео – ролики.
Мультимедиа презентации позволяют обогатить процесс эмоционально-образного познания, вызывают желание неоднократно слушать музыкальное произведение, помогают надолго запомнить предложенное для слушания музыкальное произведение, зрительное восприятие изучаемых объектов позволяет быстрее и глубже воспринимать излагаемый материал, разнообразят впечатления детей.
Эвритмия
В настоящее время всё более активно в музыкальной деятельности применяется такой инновационный подход, как эвритмия.
Эвритмия - искусство движения, основанное на закономерностях речи и музыки и являющееся одним из способов выражения музыкального движения в пространстве. Эвритмия развивает музыкальные и творческие способности детей, эмоциональную сферу, нравственно-коммуникативные качества, психический потенциал дошкольников, который благотворно влияет на культуру движения детей. Цель эвритмии - развитие культуры движения детей дошкольного возраста.
Занятия по эвритмии для дошкольников проходят в форме увлекательной сказочной истории, которая рассказывается педагогом и создаётся действиями всех участников. Подражая движениям педагога, дети перевоплощаются в образы различных растений и животных, проживают явления природы, имитируют деятельность людей. Стихи и музыка выбираются в соответствии с сезонным состоянием природы. В музыкальной эвритмии дети учатся двигаться в характере музыки, учатся чувствовать движение других. Игра - ведущая деятельность дошкольника, именно этот вид деятельности и стал основой для разработки специальных упражнений по эвритмии.
Главная особенность эвритмических упражнений – это акцентирование внимания на обучение музыкально-ритмическим движениям, на анализе внутренних процессов: мыслительных, эмоциональных. Эвритмия включает в себя:
- ритмические игры;
- упражнения по развитию мелкой моторики, крупной моторики;
(упражнение для развития координации, равновесия, ловкости стопы);
- пространственная ориентация;
- социальные игры (взаимодействие с партнером, подгруппой детей и всей группой, как единого коллектива);
- импровизационно-двигательные композиции с музыкальным сопровождением;
- игропластика - специальные упражнения для развития мышечной гибкости, силы в образных и игровых двигательных заданиях;
- игротанцы - танцевальные шаги, направленные на развитие и совершенствование танцевальных движений.
Разученные музыкально-ритмические этюды, композиции широко используются в непосредственно образовательной деятельности по музыке, физической культуре, а также во всех режимных моментах дошкольной образовательной организации.
Технология проектирования музыкально обогащённой среды.
При разработке материала и содержания музыкально – дидактических игр, направленных на развитие музыкальных способностей ребёнка, учитываются и особенности музыкального развития дошкольника. Подбирая музыкальные произведения к играм необходимо помнить о том, что они должны быть доступны восприятию ребёнка старшего дошкольного возраста. Организуя любую музыкальную игру, в том числе музыкально – дидактическую, важно рассматривать каждого ребенка как индивидуальность, способную проявить своё «я».
Требования к проектированию музыкальной среды:
1) создание условий для активного взаимодействия детей с любыми пособиями, музыкальными инструментами — предметная среда должна быть со масштабна глазу, действиям руки и росту ребёнка;
2) оформление музыкальных мини – центров, уголков для детей старшего дошкольного возраста должно иметь дидактическую направленность;
3) каждый блок компонентов среды предусматривает ориентацию на представление всех видов детской музыкальной деятельности (восприятие музыки, воспроизведение музыки – пособия, побуждающие к музыкально-ритмической деятельности, творчество – пособия, побуждающие к творчеству и импровизации).
В нашем детском саду созданы такие условия.
Для более гармоничного развития ребенка в детском саду, мы опираемся на технологии следующих парциальных программ:
1.Технологии музыкально-ритмического воспитания
(программа по ритмической пластике «Ритмическая мозаика» А.И.Бурениной нацелена на гармоничное развитие личности, единство
духовного и физического);
Цели и задачи:
- Воспитание интереса к музыкально-ритмическим движениям.
- Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, образно-игровых движений.
- Развитие музыкального слуха: музыкальных сенсорных способностей;
чувство ритма – способности выражать в движении ритмическую пульсацию мелодии;
- слухового внимания – умение начинать и заканчивать движения в соответствии с началом и концом музыки;
- способности менять темп и характер движения в соответствии с изменением темпа и характера звучания.
- Развитие двигательной сферы – формирование основных двигательных навыков и умений, развитие пружинящих, маховых движений выразительных жестов, элементов плясовых движений; развитие выразительности движений, умение передавать в мимике и пантомимике образы знакомых животных и персонажей.
- Воспитание общительности, умение входить в контакт со взрослыми или ребенком.
- Развитие элементарных умений пространственных ориентировок: умение становиться друг за другом, двигаться «стайкой» за ведущим, по кругу, вперед, назад.
- Развитие умения выполнять движения в соответствии с текстом песен и потешек.
В данной технологии используется репертуар, представляющий собой песенки, тексты которых сопровождаются соответствующими движениями. Опора на слово имеет особое значение и для развития речи детей, и для конкретизации самого движения, наполнения его смыслом. В целом такие композиции оказывают комплексное воздействие на ребенка, вызывая яркую эмоциональную реакцию и активизируя движение, желание подпевать, танцевать вместе с взрослыми или сверстниками.
Основной метод музыкально-ритмического воспитания детей – «вовлекающий показ» двигательных упражнений. Учитывая особенности детей к подражанию, мы максимально выразительно и четко исполняем ритмические композиции, так как от этого напрямую зависит и качество движений детей. Эта технология дает возможность воспитывать малышей активными, энергичными, ловкими, эмоциональными и счастливыми.
2.Технологии элементарного музицирования с дошкольними
(использование технологии Т.Э. Тютюнниковой «Элементарное музицирование с дошкольниками» содействует развитию их творческих способностей, природной музыкальности, создает условия для широкой ориентации в музыке и накоплению запаса музыкальных впечатлений, помогает успешно решать задачи программы дошкольного образования);
Элементарное музицировние дает возможность:
- развивать индивидуальность детей, их способность к импровизации, творчеству, умение фантазировать;
- воспитывать и развивать музыкальные способности в увлекательной эстетической игре с инструментами;
- проявить внимание к эмоциональному миру детей, их способности к сопереживанию;
- воспитывать навыки общения и сотрудничества в группе;
- тренировки различных видов внимания, точной и быстрой реакции, умения слушать, активно воспринимать.
3. Технологии обучения певческим навыкам
Г.А. Струве «Хоровое сольфеджио» и В.В. Емельянова «Фонопедический метод развития голоса», авторская методика А.В. Зарубы, помогают в решении задач обучения певческим навыкам.
Эти технологии помогают воспитать у ребенка «чуткое музыкальное ухо» и эмоциональную отзывчивость – именно те компоненты музыкальности, без которых невозможно приобщить ребенка к миру прекрасного, невозможно и целостное развитие личности.
4.Технологии музыкотерапии – это психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека. (концепция В. Петрушина)
Все эти технологии неотъемлемо связаны с музыкальным воспитанием, а значит, могут быть применены для освоения современной музыки дошкольниками.
Использование различных методов и технологий, описанных выше, пробуждает любопытство ребенка и сравнительно легко позволяет запомнить предлагаемый музыкальный материал, что связано с детской памятью. Память ребенка – это его интерес. Так считают психологи, поэтому на протяжении всего дошкольного детства важно сделать интересным все, что педагог старается организовать для детей, не забывая о том, что ребенку подчас и самому было бы интересно добывать информацию, а не только получать ее от взрослых – педагогов и родителей.
Информацию подготовил: музыкальный руководитель Надежда Геннадьевна Б.