Версия сайта
для слабовидящих

Консультация для родителей на тему: «Развитие грамматического строя речи у детей дошкольного возраста»

  ср., 26.04.2023

Грамматический строй речи - это взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологическую и синтаксическую системы грамматического строя.

Морфологическая система - это умение владеть приемами словоизменения и словообразования, а синтаксическая система - умение составлять предложения, грамматически верно сочетать слова в предложении.

Развитие морфологической и синтаксической систем языка у ребёнка происходит в тесном взаимодействии. Овладение грамматическим строем речи долговременный процесс, который длится в течение всего дошкольного детства и завершается к 5-6 годам.

На сегодняшний момент школа предъявляет высокие требования к речевому развитию будущих учеников в связи с усложнением программного материала. Ребенок, поступающий в школу должен владеть навыками словоизменения и словообразования, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами предложения, работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их и т. д.

Работа по формированию грамматического строя речи у дошкольников содержит следующие разделы:

  1. Словоизменение
  2. Словообразование
  3. Согласование
  4. Формирование фразы

В 5 лет ребёнок должен:

  • Согласовывать существительные с числительными два, пять в роде и числе: два лыжника – двое лыжников, пять лыжников – пятеро лыжников;
  • Образовывать существительные множественного числа с уменьшительно-ласкательными суффиксами: домик – домики, гномик – гномики;
  • Образовывать названия детёнышей животных и птиц в единственном и множественном числе: цыплёнок – цыплята, скворчонок – скворчата;
  • Правильно употреблять предлоги: в, с, со, из, между.

В 6 лет ребёнок должен:

  • Подбирать однокоренные слова: снег-снеговик-снегоход-снегурочка-снежный-снежки-снежок-снежинка-снегопад;
  • Образовывать трудные формы повелительного и условного наклонения глаголов: спрячься, потанцуй, искал бы;
  • Образовывать глаголы приставочным способом: ехал – въехал – заехал – выехал – подъехал – объехал - съехал;
  • Образовывать глаголы совершенного вида: читал – прочитал, вешал – повесил, ставит – поставил;
  • Образовывать прилагательные от существительных: относительные: малиновый, деревянный, дубовый, притяжательные: лисий, волчий, папин, Катин;
  • Употреблять трудные формы родительного падежа существительных во множественном числе: карандашей, ягнят, помидоров;
  • Правильно употреблять предлоги: из-за, из-под.

Информацию подготовил: учитель-логопед Наталья Сергеевна

 



 
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №3 города Тюмени
625046, г. Тюмень, ул. Стахановцев, 7
Телефон: 8 (3452) 68-98-57
Эл. почта: madouds3@mail.ru
закрыть
Настройка параметров отображения для слабовидящих
Цвет: ЦЦЦЦЦ
Размер шрифта:
Скрывать изображения: