Консультация для родителей на тему: «Развитие грамматического строя речи у детей дошкольного возраста»
ср., 26.04.2023
Грамматический строй речи - это взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологическую и синтаксическую системы грамматического строя.
Морфологическая система - это умение владеть приемами словоизменения и словообразования, а синтаксическая система - умение составлять предложения, грамматически верно сочетать слова в предложении.
Развитие морфологической и синтаксической систем языка у ребёнка происходит в тесном взаимодействии. Овладение грамматическим строем речи долговременный процесс, который длится в течение всего дошкольного детства и завершается к 5-6 годам.
На сегодняшний момент школа предъявляет высокие требования к речевому развитию будущих учеников в связи с усложнением программного материала. Ребенок, поступающий в школу должен владеть навыками словоизменения и словообразования, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами предложения, работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их и т. д.
Работа по формированию грамматического строя речи у дошкольников содержит следующие разделы:
- Словоизменение
- Словообразование
- Согласование
- Формирование фразы
В 5 лет ребёнок должен:
- Согласовывать существительные с числительными два, пять в роде и числе: два лыжника – двое лыжников, пять лыжников – пятеро лыжников;
- Образовывать существительные множественного числа с уменьшительно-ласкательными суффиксами: домик – домики, гномик – гномики;
- Образовывать названия детёнышей животных и птиц в единственном и множественном числе: цыплёнок – цыплята, скворчонок – скворчата;
- Правильно употреблять предлоги: в, с, со, из, между.
В 6 лет ребёнок должен:
- Подбирать однокоренные слова: снег-снеговик-снегоход-снегурочка-снежный-снежки-снежок-снежинка-снегопад;
- Образовывать трудные формы повелительного и условного наклонения глаголов: спрячься, потанцуй, искал бы;
- Образовывать глаголы приставочным способом: ехал – въехал – заехал – выехал – подъехал – объехал - съехал;
- Образовывать глаголы совершенного вида: читал – прочитал, вешал – повесил, ставит – поставил;
- Образовывать прилагательные от существительных: относительные: малиновый, деревянный, дубовый, притяжательные: лисий, волчий, папин, Катин;
- Употреблять трудные формы родительного падежа существительных во множественном числе: карандашей, ягнят, помидоров;
- Правильно употреблять предлоги: из-за, из-под.
Информацию подготовил: учитель-логопед Наталья Сергеевна
|