Каждый человек, родившись, получают от природы драгоценный дар
– особого качества музыкальный инструмент – голос!
Пение является самым доступным исполнительским видом музыкальной деятельности детей младшего дошкольного возраста. Благодаря простому тексту песня более доступна детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр. Дети поют с удовольствием, охотно, что способствует развитию у них умению искренне выразить свои чувства, переживания.
Методика обучения детей пению базируется на разработках Н. А. Метлова, Н. А. Ветлугиной, Д. Е. Огородникова, Е.Н. Тиличеевой, а так же широко используются современные вокальные упражнения для развития детского голоса известных педагогов М. Картушиной, В Емельянова и другие методические приемы современных музыкантов-педагогов практиков.
Основные задачи образовательной области «Художественно эстетического развития»
в разделе «Пение»
Группа раннего возраста от 2 – 3 года
Вызвать активность при подпевании и пении, петь по фразам совместно с взрослым. Постепенно приучать ребенка к сольному пению.
Группа раннего возраста от 3 – 4 года.
Способствовать развитию певческих навыков: петь без напряжения в диапазоне ре (ми) – ля (си), в одном темпе со всеми, ясно произносить слова, передавать характер песни.
Певческий аппарат ребёнка в дошкольном возрасте анатомически и функционально только начинает складываться. Поэтому на занятиях мы развиваем и укрепляем певческие интонации у детей.
Певческого звучания пока еще нет, дыхание короткое. В то же время дети охотно включаются в пение взрослого, подпевая окончания музыкальных фраз, интонируя отдельные звуки. Ребенок трех лет ещё не может петь песню правильно, но следует стремиться к правильному интонированию им отдельных мотивов.
Во время первого исполнения песни мы используем игрушки, картинки, презентации, помогающие раскрыть содержание песни.
Чтобы вызвать у детей желание петь, мы внедряем двигательные приёмы – соединяем слово и движение, игровые приемы (прятки, догонялки, звучащие жесты), зрелищные моменты. Все песенки для данного возраста можно обыграть, так как они содержат какой – либо сюжет.
Замечано, что малышам раннего возраста трудно петь в общем темпе. Одни могут петь медленно, другие могут торопиться. Поэтому мы приучаем детей к коллективному пению, упражняя детей одновременно начинать и заканчивать песню.
Пение благотворно влияет на детский организм, помогает развитию речи, углублению дыхания, укреплению голосового аппарата.
В процессе обучения пению особенно активно развиваются основные музыкальные способности ребенка: эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, чувство ритма.
Стимулирование звукоподражаний является одной из предпосылок развития у детей певческих интонаций.
Таким образом, пение – наиболее доступный вид музыкальной деятельности у младших дошкольников. Вокальные, дыхательные, артикуляционные упражнения, распевания, поэтапное разучивание, исполнение песни с движениями (жестикуляцией) направлены на последовательное усвоение и развитие музыкальных, певческих и творческих способностей ребёнка в целом.
Надо помнить, что именно голос является одним из проявлений жизненной силы, энергии и здоровья детей. Доказано, что пение гармонизирует деятельность всех жизненно важных органов и систем организма:
• способствует развитию музыкальных способностей;
• активизирует работу левого (логического) и правого (образного) полушарий мозга, что активизирует внимание, улучшает настроение;
• развивает и укрепляет дыхательную систему, что особенно важно в детском возрасте;
* расширяет диапазон голоса, что содействует выразительности речи и пения;
• создает самые благоприятные условия, для формирования общей музыкальной культуры.
Кроме того, пение освобождает человека от негативных эмоций, снимает нервное напряжение, приводит человека к состоянию покоя и радости.
Информацию подготовил: музыкальный руководитель Надежда Геннадьевна Б.