Версия сайта
для слабовидящих

«Развитие творческих способностей дошкольников в музыкальной деятельности»

  пт., 17.03.2023

«Способность творчества есть великий дар природы.
Акт творчества в душе творящей есть великое таинство,
Минута творчества есть минута великого священнодействия».
Виссарион Белинский.

 

Теория развития творческих способностей дошкольников и влияние музыки на этот процесс исследовалась многими учеными.
Педагоги и психологи сходятся во мнении, что: музыкально - творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Поэтому на музыкальных занятиях мы обращаем на этот компонент особое внимание.

Творчество располагает детей к свободе и открытиям, приключениям и оригинальному выражению.

Особенностью детского музыкального творчества является – его всеобщий характер, невзирая на маленький жизненный опыт, дети легко комбинируют несоединимые вещи, не подвергая критике результат. 

Ребенок смотрит на своё творчество исключительно собственными глазами. Важной психологической особенностью детского творчества является и то, что основное внимание уделяется самому процессу, а не его результату. 

Как известно, ведущими задачами по развитию детского музыкального творчества, являются:

- развитие музыкальных и творческих способностей детей с учетом возможностей каждого ребенка с помощью различных видов музыкальной деятельности;
- формирование начал музыкальной культуры, способствующей формированию общей духовной культуры;

- развитие музыкально-художественной деятельности детей;

- приобщение их к музыкальному искусству;

- развитие детского музыкального-художественного творчества, реализация самостоятельной творческой деятельности детей, удовлетворение потребности в самовыражении.

 Творческие способности ребенка проявляются в разных видах музыкальной деятельности, и это:

• Слушание или восприятие музыки,

• Пение,

• Музыкально-ритмические движения,

• Игра на детских музыкальных инструментах,

 Рассмотрим подробнее каждый из них.

Слушание музыки – активный творческий процесс, так как воспринимать музыку – это значит различать ее характер, следить за развитием образа, чувствовать настроение, осмысливать. 

Творчество в этом виде деятельности заключается в синтезе восприятия музыки с практическими действиями: пластическая импровизация, оркестровка, графическое изображение мелодии, прием «цвет-настроение», последующие зарисовки. 

 

Пение - любимый вид музыкальной деятельности дошкольников.
Для проявления песенного творчества важным является накопление слухового опыта и развитие музыкально - слуховых представлений. Разработана серия творческих заданий для развития песенного творчества:

- импровизация имен, звукоподражаний, мелодий без слов;

- импровизация музыкальных вопросов и ответов;

- сочинение попевок контрастного характера на предлагаемый текст, сочинение попевок в определенном жанре.

- Игровые задания на произнесение имен с различной эмоциональной окраской и интонацией (нежно, ласково, сердито, весело и пр., и с различной силой звука).

- Задания на импровизацию музыкальных вопросов и ответов.

 

 Разнообразны музыкально-дидактические игры.

Данный вид музыкальной деятельности занимает важное место в развитии творческих способностей детей. Это объясняется «двигательной природой» детского воображения и доступностью движения под музыку для детей даже самого раннего возраста. Кроме того, именно в музыкальном движении у детей возникают наиболее яркие эмоциональные реакции: радость, удовольствие, что являются важнейшим условием формирования творчества вообще и музыкального творчества в особенности.

Развивают творческое начало у детей и музыкально-ритмические движения:

-Музыкально-ритмические упражнения,

-Танцы, пляски, хороводы,

-Игры,

-Танцевальные импровизации, этюды- фантазии.

Музыкально-ритмические упражнения – это процесс осваивания детьми танцевальных движений. (фото 12)

Следующий вид музыкально - ритмических движений – танцы, пляски, хороводы. Выделяют две группы: зафиксированные и свободные.
К свободным танцам относятся пляски и хороводы, которые придумывают сами дети, используя знакомые элементы танцев.

Детская танцевальная фантазия это – двигательная импровизация под любую музыку. Свободные движения под музыку содействуют мышечному расслаблению, эмоциональному раскрепощению, доставляют детям истинное удовольствие. 

Музыкальные игры делятся на игры под инструментальную музыку (сюжетные и несюжетные) и игры под пение (хороводы и инсценировки).
Интерес к данному виду деятельности у ребенка возникает практически с самого рождения (погремушка). Музыкальной творческой деятельности необходимо использование детских музыкальных инструментов, прежде всего шумовых, поскольку именно эти инструменты просты и наиболее доступны детям любого возраста.

 

 Но не все дети одинаково талантливы. Важно выявить способности детей в разных видах деятельности и помочь реализовать их. Результат развития творческих способностей дошкольников можно увидеть на различных праздниках, а также в повседневной жизни ребёнка (на занятиях, в играх, на прогулках, в семейной обстановке дома). 

Информацию подготовил: музыкальный руководитель Надежда Геннадьевна Б.



 
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №3 города Тюмени
625046, г. Тюмень, ул. Стахановцев, 7
Телефон: 8 (3452) 68-98-57
Эл. почта: madouds3@mail.ru
закрыть
Настройка параметров отображения для слабовидящих
Цвет: ЦЦЦЦЦ
Размер шрифта:
Скрывать изображения: