Через элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах формируются ритмические способности, речь становится более совершенной, развиваются математические способности. В детской психологии и методике развития речи дошкольников хорошо известна роль становления слуха и формирования ритмических способностей.
Развитие чувство ритма влияет на становление развернутой (слитной) речи, слабое развитие слуховых и моторных способностей тормозит развитие ребенка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками.
Игра на музыкальных инструментах — это один из видов детской исполнительской деятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольников. Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети слышат и сопоставляют звучание разных музыкальных инструментов, развиваются его мышление, аналитические способности. Игра на музыкальных инструментах развивает мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук, способствует координации музыкального мышления и двигательных функций организма, развивает фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку.
В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности, улучшается качество пения, музыкально-ритмических движений, они чётче воспроизводят ритм. Игра на музыкальных инструментах способствует развитию у детей эмоциональной отзывчивости, любознательности, активности; овладению необходимыми умениями, навыками для осуществления музыкальной деятельности.
Цель обучения детей игре на детских музыкальных инструментах - помочь детям войти в игровой форме в мир музыки, сделать её естественной и поэтому необходимой в жизни ребёнка, найти свои собственные формы общения с ней. Эмоционально переживать музыку, как радость и удовольствие.
Игра в оркестре в соответствии с ФГОС ДО решает следующие задачи:
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- формирование общей культуры личности детей, в том числе, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности;
- формирование благоприятных условий для развития музыкальных способностей детей, создание положительного эмоционального климата в детском коллективе, понимание произведений музыкального искусства;
- строится с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
Работа оркестра в ДОУ проводится организованно и последовательно, применяются разнообразные методы и приёмы, расширяется база детских музыкальных инструментов.
На занятиях в оркестре осуществляется:
- игровая, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская, музыкальная и двигательная деятельность;
- развитие общения, взаимодействие с детьми и взрослыми, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к сообществу детей и взрослых, формирование позитивных установок к деятельности;
- формирование устойчивого интереса к инструментальному музицированию, как форме коллективной художественной-эстетической деятельности потребность в этой деятельности; развитие воображения и творческой активности;
- формирование первичных представлений об объектах, свойствах и отношениях (форма, ритм, темп, число, часть, целое, движение и покой);
- развитие фонематического слуха, слухового внимания, различение на слух различных инструментов, координации движений;
- формирование элементарных представлений о видах искусства; проявление индивидуальных черт каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности; преодоление нерешительности, робости, неуверенности в своих силах.
Информацию подготовил: музыкальный руководитель К.Е. Муранцова