Что же значит «логониткография»? Лого (от др.-греч. λόγος, слово). Графия (от греч. grapho — пишу). «Слово ниткой пишу».
Вся система образовательной работы детского сада предусматривает формирование готовности ребенка к школьному обучению. Важным направлением работы дошкольных учреждений является развитие речи. Проблема речевого развития дошкольников существовала всегда. Но в настоящее время эта проблема является одной из самых актуальных, так как в последние годы отмечается увеличение количества детей с нарушениями речи. Вследствие нарушения устной речи наблюдаются трудности в овладении письменной речи у детей дошкольного возраста.
Рост количества детей, имеющих нарушения речи, заставляет всех педагогов, которые работают с детьми дошкольного возраста, задуматься о необходимости принятия профилактических мер на этапе подготовки к овладению грамотой, а именно формирования у данной категории дошкольников предпосылок, необходимых для овладения письмом.
На образовательной деятельности по развитию речи и основам грамоты можно наблюдать, что у ребёнка с ОНР возникают трудности. Так как речь тесно связана с другими сторонами психического развития, то у детей с ОНР часто отмечается недостаточная устойчивость внимания, нарушение восприятия, снижение памяти, мелкая моторика на низком уровне. И при овладении грамотой мы наблюдаем, что ребенок не правильно держит карандаш. При знакомстве с буквой, дети не узнают раздельные буквы, не соотносят их с определёнными звуками и не осознают их как графемы. Неточное, нечеткое восприятие букв приводит к их частым смешениям. Особенно часто смешиваются буквы, сходные по начертанию. Наблюдаются «зеркальные буквы» (справа налево).
И меня побудила эта проблема на поиск эффективных приёмов по изучению и запоминанию букв у детей с ОНР. И привлечение к проблеме всех участников образовательного процесса.
Ведущей деятельностью ребёнка дошкольного возраста является игра. При обучении детей грамоте, целесообразно использование нетрадиционные приёмы, которые помогут ребенку выучить и запомнить буквы.
Приемы, помогающие детям лучше запоминать зрительный образ букв (по И.Л. Калининой):
- глины (Глинотерапия);
- выкладывание из счетных палочек, спичек, мозаики;
- использование толстых шерстяных ниток, веревочек (Ниткография);
- выкладывание из тонкой проволоки;
- вырезание из цветной бумаги.
Особенно заинтересовал детей прием – ниткография.
Занятия с цветными ниточками открывают для ребенка возможность, выполнять игровые упражнения без страха допустить какую – либо ошибку, так как её очень легко исправить и добиться нужного результата. Это очень важно для ребёнка. В этом случае он не фиксирует своё внимание на неудачах, а ощущает психологический комфорт от быстрого исправления.
Привлечение родителей к совместному творчеству и обучению с детьми, используя авторское пособие «Логониткография». Детско-родительский проект «Моя любимая буква».
С помощью пособия, дети учатся внимательно вглядываться в предметы, видеть конструктивные части, сохранять целостность восприятия. Как показывают наблюдения, у современных дошкольников преобладает именно визуальный и кинестетический типы восприятия.
Привлечение педагогов к проблеме. Проект «Такие разные буквы».
С помощью пособия, ребёнок приобретает уверенность и усидчивость, у него формируются настойчивость, аккуратность, умение доводить начатое до конца, развивать глазомер, фантазию, воображение. В процессе работы укрепляется мелкая мускулатура пальцев рук, совершенствуется зрительно-двигательная координация и ориентировка в микропространстве, развивается произвольное внимание, зрительная память. Аналитическое восприятие, речь.
Таким образом, подводя итоги о проделанной работе по использованию авторского пособия «Логониткография» в процессе подготовки дошкольников с ОНР к обучению грамоте, можно сделать вывод, что поставленные цели выполнены. Пособие активно используется педагогами в ДОУ. У детей наблюдается положительная динамика, улучшается качество образовательного процесса.
Авторское пособие было представлено на городском фестивале «Разбуди талант», где было оценено диплом III степени.
Информацию подготовил: учитель-логопед Е.А. Лукьяненко