Примерно к 6 годам дети должны правильно произносить все звуки родного языка, но у многих нарушения речи сохраняются и в школьном возрасте (а иногда и всю жизнь). Как научить ребенка говорить звук «Р» — один из самых сложных в русском языке?
Правильное произношение всех звуков необходимо для того, чтобы в дальнейшем не возникало проблем при чтении и письме. Для постановки звука «Р» может понадобиться несколько недель, а то и месяцев.
Главным условием появления звука [Р] является следующее: развитие речевого дыхания, формирование артикуляционного комплекса для соноров. А также, учитель-логопед вместе со своей воспитанницей покажут и расскажут несколько способов для постановки коварного звука «Р».
Развитие речевого дыхания
- «Вертушка» - ребёнку необходимо подуть так, чтобы «вертушка» закрутилась;
- «Мыльные пузыри» - ребёнок выдувает пузыри разных размеров;
- «Футбол» - необходимо скатать ватный шарик и поставить импровизированные ворота, ребёнок должен, дуя на шарик, загнать «мяч» в ворота.
Артикуляционный комплекс для соноров
- Качели
Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз-два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.
- Маляр
Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.
- Чистим верхние зубы
Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» верхние зубки с внутренней стороны, двигая языком вправо-влево.
- Посчитай зубки
Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упираться по очереди в каждый верхний зуб с внутренней стороны. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.
- Лошадка
Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострен. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.
- Гармошка
Положение языка как в упражнении «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот.
Постановка звука «Р»
ü Грибок
Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка — ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы — в улыбке. Если ребенку не удается присосать язык, то можно пощелкать языком, как в упражнении «Лошадка». В пощелкивании тренируется нужное движение языка.
ü Дятел
Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук Д-Д-Д или ДЫН-ДЫН-ДЫН. Язык при произнесении этого звука упирается в верхние зубы, рот не закрывать. Очень часто при выполнении этого упражнения ребенок закрывает рот. Чтобы этого не происходило, можно зажать зубами палочку шириной примерно 1 см или ручку детской зубной щетки прямоугольной формы (ручка не должна быть толстой, она должна быть прямой, как линеечка).
ü Шмель
Во время длительного произнесения звука ДДДЖЖЖ. Быстрыми движениями плоской ручки чайной ложки, деревянным шпателем, ватной палочкой или просто прямым указательным пальцем самого ребенка производить частые колебательные движения из стороны в сторону.
Также, предлагаем вашему вниманию видеозарисовку по работе с "Коварным звуком Р" https://youtu.be/znMCWHhN8dA
***
Автор статьи: учитель-логопед Лукьяненко Елизавета Александровна