Много есть профессий разных
Много всяких нужных дел.
Чем бы в жизни заниматься,
Что бы делать ты хотел?
Иль летать над облаками,
Или делать все руками,
Или строить, или шить,
Иль пожар водой тушить?
Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление работы. Посредством этой работы удовлетворяются важнейшие социальные потребности: ребенок через игру знакомится с разными профессиями и их атрибутами.
С какого возраста можно начинать работать с ребенком в плане профессионального самоопределения?» Считается, что такую работу можно проводить с подготовительной к школе группы. Однако дети начинают мечтать с младшего дошкольного возраста. Сначала о любимой игрушке, о поездке с родителями в зоопарк, а с развитием мечты, оказывается, ребенок получает конкретные наглядные представления о мире, о жизни в этом мире, о труде взрослых. А следовательно, получать информацию о мире профессий.
Большую роль в формировании представлений дошкольников о профессиональной деятельности взрослых играют сюжетно – ролевые игры ориентированной направленности.
Ролевая игра – форма моделирования ребенком, прежде всего, социальных отношений и свободная импровизация, не подчиненная жестким правилам, неизменяемым условиям. Тем не менее, произвольно разыгрывая различные ситуации, дети чувствуют и поступают так, как должны поступать люди, чьи роли они берут на себя.
Сюжетно-ролевые игры – это одни из самых любимых игр у детей. Ведь в игре можно стать кем угодно – врачом, парикмахером, водителем, мультипликационным или сказочным героем. Эти игры отлично подходят как для детей 2-3 лет, так и для детей старше.
Ролевая игра подразумевает, что главную роль возьмет на себя ребенок. Малыш совершает поступки, представляя, что он уже взрослый. Конечно, в три года ребенку еще трудно принимать на себя роль. Поэтому здесь необходима помощь взрослого. Намного проще ребенку будет принять роль, если у него будут характерные атрибуты для выбранного героя. Только при их выборе не надо забывать, что это должны быть атрибуты знакомых ребенку профессий: для игры в доктора, парикмахерскую, продавца, дочки-матери. В старшем дошкольном возрасте на первый план в игре уже выходит характер персонажей и их взаимоотношения.
Кроме традиционных сценариев (семья, магазин, больница, парикмахер, продавец) в сюжетно-ролевых играх можно также использовать и другие сценарии. Например, многие дети путешествуют с родителями с самого раннего возраста. Поэтому ребенку можно соорудить поезд, к примеру, из подушек и повезти маму, папу, брата и зверушек отдыхать в горы или на море. А можно соорудить самолет из стульев и стать пилотом.
Нужно предлагать как можно больше вариаций игр, поскольку игра поможет детям усвоить правила поведения в общественных местах, больше узнать о разных профессиях.
Роль взрослого в детской игре может быть различной: мы можем быть прямыми участниками игры, советчиками, помощниками и т. п. Но внимательно относясь к замыслам и стремлениям детей, не подавлять их инициативу и самостоятельность, мы должны влиять на содержание игр, создавать условия для их развертывания, для развития детской изобретательности, творчества.
В играх мы изучаем каждого ребенка, его интересы, индивидуальные способности, следим за его переживаниями, с тем, чтобы найти правильные пути и средства развития его личности, что и может явиться первой ступенью профориентации ребенка- дошкольника.
Дети старшей группы воспроизводят в игре не только трудовые действия взрослых, но и взаимоотношения людей в работе. В старшем дошкольном возрасте, например, конструкторская игра начинает превращаться в трудовую деятельность, в ходе которой ребенок конструирует, создает, строит что-то полезное, нужное в быту. В таких играх дети усваивают элементарные трудовые умения и навыки, познают физические свойства предметов, у них активно развивается практическое мышление. В игре ребенок учится пользоваться многими инструментами и предметами домашнего обихода. У него появляется и развивается способность планировать свои действия, совершенствуются ручные движения и умственные операции, воображение и представления. Наряду с играми предыдущих лет, дети этого возраста охотно играют в более сложные игры, отражая характер работы представителей разных профессий, их взаимоотношения.
В подготовительной группе ознакомление с трудом взрослых значительно усложняется и требует применения более разнообразных методических приемов. Наша задача – вызвать у детей желание узнать как можно больше об интересующей их профессии. Формируя активный интерес к трудовой деятельности взрослых, обращаем внимание на представления детей о нравственной стороне труда: какую пользу приносят родители своим трудом? Для чего все люди работают? Постепенно дети проникаются сознанием того, что люди, выполняющие на одном предприятии разную работу, участвуют в общем деле.
Для развития содержания сюжетно-ролевых игр по профессиям в нашем детском саду проводится большая работа. Это: проведение экскурсий на кухню и в прачку, организация встреч с людьми разных профессий, чтение художественной литературы, беседы, рассказы воспитателя с использованием иллюстративного материала о труде взрослых, составление детьми рассказов на определенные темы, связанные с наблюдениями за трудом взрослых.
Все это имеет решающее значение для воспитания у дошкольника ценностного отношения к труду взрослых, способствует сближению между детьми и взрослыми, большему пониманию ребенком мира взрослых.
Важно чтобы ребёнок с раннего возраста проникся уважением к любой профессии, и понял, что любая профессия должна приносить радость и самому человеку и окружающим людям.
Автор: Подобная Е.В.