В нашем детском саду прошел смотр-конкурс игровых центров "Развитие речи" во всех возрастных группах. Где педагоги делились опытом обогащения и наполнения уголка по развитию речи в соответствии с возрастными особенностями своих детей.
Речевой уголок предполагает проведение занятий индивидуальных и в подгруппах по 2–3 воспитанника. Он также становится одним из центров самостоятельной деятельности детей, им приятно и интересно изучать здесь наглядные материалы и играть.
Цель создания уголка речевого развития — оптимальная организация развивающей среды для совершенствования речевых способностей воспитанников.
Речевой центр включает в себя и помогает решать следующие задачи:
Развитие артикуляционной моторики: предметные картинки-опоры; артикуляционные схемы; артикуляционная гимнастика в альбомах на определённый звук; артикуляционная гимнастика в стихах и картинках (мнемотаблицы).
Развитие речевого дыхания: закрепление правильного речевого выдоха и формирование умения контролировать силу и длительность воздушной струи. Картотека игр, комплекс дыхательных упражнений, примеры игр: «Бабочка, лети», «Футбол», «Фокус».
Развитие мелкой моторики: пальчиковая гимнастика с использованием стихов, песенок, потешек; массаж с растираем пальчиков и массажёрами для рук; игры с природными материалами; верёвочки; прищепки; бусинки; шнуровки.
Для многих тематических игр хорошим игровым приёмом полем служит сенсорная коробка. Развивается мелкая моторика, тактильные ощущения, связанная речь, воображение, фантазия.
Работа над грамматическим строем речи: обучение различным способам словообразования, формирование грамматически правильной речи.
Пополняем словарный запас: активизация словаря, обобщающих понятий и лексико-грамматических категорий. Предметные картинки по лексическим темам: «Прогноз Погоды», «В мире животных».
Играем в театр: с целью речевого развития, развития эмоциональной сферы дошкольников. В инсценировке сказок дети учатся правильно выстраивать предложения, перевоплощается в разных героев, развивая выразительность движений и голоса.
Узнавание неречевых звуков: игры «Шумелочки», «Тихо-громко» и др. Способствуют развитию слуховой памяти и слухового внимания, без чего невозможно научить ребёнка вслушиваться в речь окружающих и дифференцировать фонемы. В это время работает физический слух.
Мой верный друг! мой враг коварный!
Мой царь! мой раб! родной язык!
Мои стихи - как дым алтарный!
Как вызов яростный - мой крик!
Как часто в тайне звуков странных, и в потаенном смысле слов
Я обретал напев - нежданных, овладевавших мной стихов!
Смотр-конкурс оценивался по критериям согласно положению. Жюри смогло увидеть и оценить, что каждый из педагогов проявил себя как творческая фея, которая смогла найти ту "Изюминку" в дополнении центра по "Развитию речи" и внесла огромный вклад в эффективную работу с родителями и детьми по организации и работе данного уголка.
Итоги конкурса:
1 место младшая группа "Ромашка"
воспитатели: Гревцева Наталья Михайловна, Новикова Марина Радионовна
2 место средняя группа "Лютики"
воспитатель Сучилина Анна Викторовна
3 место старшая группа "Клевер"
воспитатели: Новожилова Татьяна Николаевна, Астанакулова Александра Юрьевна
Педагоги групп: "Одуванчик", "Маргаритка", "Кувшинка", "Ландыш", "Подснежник", "Колокольчик", "Незабудка", "Василек", "Мак" - стали участниками смотра-конкурса.
Творческих успехов в вашем труде, уважаемые педагоги!