Версия сайта
для слабовидящих

«ИГРЫ С ЛЕКСИКО – ГРАММАТИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ»

  чт., 24.11.2022

Психологи установили, что усвоение детьми знаний начинается с материальных (или материализованных) действий с предметами или их моделями, рисунками, схемами. При этом образы предметов, их свойства, признаки и действия с ними переносятся в план представлений. Так, практические действия дети описывают словесно. Это отражает их взаимодействие с познаваемым ими материалом, то есть осуществляется связь между материальной и внешнеречевой формами действия. Опора же на действия с предметами или их моделями, схемами постепенно сокращается, уходит. Проговаривание игровых действий переносится во внутренний план (действие в уме). Таким образом, материальная форма действия является исходной, внешнеречевая  - предполагает рассуждения, умственная же форма действия (проговаривание про себя) осуществляется тогда, когда у детей сформированы представления или понятия. Эти три формы действия влияют на развитие различных сторон мышления:

  • наглядно-действенного;
  • наглядно-образного;
  • словесно-логического.

          Проведение игр с детьми, умелое руководство ими требует большого мастерства от ведущего – педагога. Перед проведением игры надо доступно изложить сюжет или задачу, поставленную в игре, распределить роли с учетом возможностей детей, поставить познавательную или коррекционную задачу, подготовить необходимое оборудование согласно возрастным особенностям детей.

          Если дидактическая задача скрыта сюжетом, ролью, игровым действием, то в ходе беседы с детьми логопед должен заострить внимание на ней.

 Вот некоторые рекомендации для организации речевых игр и упражнений

 1.    Игры не должны быть длительными по времени (7 – 10 минут).

  1. 2.    Они должны проводиться в неторопливом ритме.
  2. 3.    Игра должна быть живой, интересной и привлекательной для детей.
  3. 4.    В игре должен присутствовать элемент соревнования.
  4. 5.    Выигравший должен быть отмечен.
  5. 6.    В игре необходимо добиваться активной речевой деятельности всех детей, максимально используя возможности речедвигательной активности.
  6. 7.    Необходимо в процессе игры развивать у детей навыки контроля за чужой и своей речью, учить детей правильно и быстро выполнять речевые задания.
  7. 8.    Особое место в игре отводится воспитателю. Он должен внимательно корректировать речь детей в соответствии с их речевыми возможностями, задачами и условиями игры.

 игра «Построим домики и посадим рядом деревья»

 Дидактическая цель.

Научить детей обобщать и систематизировать количественные и пространственные представления; обучить детей умению сравнивать предметы по разным признакам. Способствовать развитию мелких движений и конструктивной деятельности.

Оборудование.

14 полосок бумаги цветной для строительства домиков и проведения дороги. 7 треугольников зеленого цвета для елок. 2 трафарета – грибы:

-        гриб с большой шляпкой на толстой ножке;

-        гриб с маленькой шляпкой на тонкой ножке.

Содержание и ход игры.

Воспитатель совместно с детьми начинает строить (выкладывать из полосок бумаги) сначала высокий дом, потом низкий. Около высокого дома предлагает посадить (выложить из треугольников и полосок) низкую елочку, около низкого дома – высокую елочку. От высокого дома к низкому проводится дорога двумя зелеными полосками бумаги. Эта дорога расширяется около высокого дома и становится уже около низкого дома. Около высокой елки нужно расположить гриб с большой шляпкой и толстой ножкой, около низкого дерева – небольшой гриб на тонкой ножке.

          В заключение игры дети должны уметь охарактеризовать расположение предметов, употребляя точные определения: высокий - низкий, шире - уже, большой - небольшой, толстый - тонкий.

 

Игра «Наоборот»

 Дидактическая цель.

Развитие речи детей, включение в их активный словарь понятий «толстый», «тонкий», «широкий», «узкий», «большой», «маленький», «высокий», «низкий», «глубокий», «мелкий», «тяжелый», «легкий», «короткий».

Содержание и ход игры.

Даются предметы (картинки), которые надо классифицировать по данным признакам.  

 1-й вариант

БОЛЬШОЙ                                   МАЛЕНЬКИЙ

дом                                                мальчик   

корабль                                         гриб

самолет                                         зайчик

 2-й вариант

Бросая мяч, воспитатель называет слово. Ребенок ловит мяч, отвечая противоположным словом, и возвращает мяч воспитателю или передает очередному ребенку.

 ВОСПИТАТЕЛЬ                                   РЕБЕНОК

толстый                                         тонкий

большой                                        маленький

высокий                                        низкий

глубокий                                       мелкий     

тяжелый                                        легкий

широкий                                        узкий

длинный                                        короткий

 

Игра «Закончи предложение»

 Дидактическая цель.

Развитие речи детей, включение в активный словарь слов: «выше», «ниже», «толстый», «тонкий», «высокий», «низкий». Развитие и закрепление пространственных представлений у детей.

 Содержание и ход игры.

Воспитатель произносит начало предложения, дети должны его закончить.

  • Если сосна выше березы, то береза…(ответ: ниже сосны).
  • Если ствол дуба толще ствола березы, то ствол березы… (тоньше ствола дуба).

 

Игра «Фигуры высшего пилотажа», или «Мы учимся летать»

 Дидактическая цель.

          Развитие пространственных представлений, координации движений, закрепление понятий вверх, вниз, налево, направо, справа налево, слева направо.

 Оборудование.

Большой самолет-игрушка (или картинка), маленькие самолетики для детей (или картинки).

 Содержание и ход игры.

Воспитатель рассказывает, что во время праздничных парадов летчики выполняют на самолетах разные фигуры высшего пилотажа: самолет то быстро поднимается вверх, то резко падает вниз; вот несколько самолетов образуют звезду или делают петли и т. д. Воспитатель выступает в роли летчика. Его самолет выполняет разные фигуры, меняя направление движения, а летчики – дети – определяют изменение маршрута и по сигналу логопеда хором называют его, употребляя слова: «вверх», «вниз» и т. д. и повторяя эти фигуры своими самолетами.

          Выигрывает тот, чей самолет правильно выполняет фигуры высшего пилотажа согласно указаниям ведущего.

Информацию подготовила: учитель-логопед Пушина О.И.

 

 



 
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №3 города Тюмени
625046, г. Тюмень, ул. Стахановцев, 7
Телефон: 8 (3452) 68-98-57
Эл. почта: madouds3@mail.ru
закрыть
Настройка параметров отображения для слабовидящих
Цвет: ЦЦЦЦЦ
Размер шрифта:
Скрывать изображения: