Версия сайта
для слабовидящих

«Использование клавес в речевых и музыкальных играх как эффективная форма развития чувства ритма»

  чт., 20.10.2022

Как известно, в последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Развитие чувства ритма способствует развитию речи, помогает более легкому запоминанию стихотворений, развитию интеллектуальных способностей ребенка.

Если чувство ритма несовершенно у ребенка, как правило, слаба, развита речь, она невыразительна, либо слабо интонирована.

Из всех музыкальных способностей чувство ритма развивается сложнее всего. Существует мнение, что развить его невозможно, так оно является
врожденным.

Но, современные исследования и практическая деятельность педагогов-
музыкантов доказали обратное. Самое главное, это начать как можно раньше.

Поэтому моменты по развитию чувства ритма, нужно включать в работы уже с младшей группы, а какие-то формы работы и в раннем возрасте. Это использование речевых и музыкальных игр, пальчиковая гимнастика, ритмических упражнений.

Клавесы или ритмические палочки - простейшие шумовые инструменты и представляют собой две палочки из гладкого твёрдого дерева, при помощи которых задаётся основной ритм ансамбля.
Были изобретены немецким композитором и, педагогом Карлом Орфом. Начинать знакомство детей с ними можно уже с младшей группы.

Для начала клавесы можно заменить тем, что есть под рукой: незаострённые карандаши, толстые фломастеры, палочки от суши, счётные палочки…

Игры с клавесами – это увлекательное и полезное занятие с детьми, развивающее внимание, память, мелкую моторику, речь, чувство ритма, координацию движений, ориентацию в пространстве, образное мышление, навык согласования движений с текстом стихотворения или песни, воображение, навык конструирования.

Почему полезно играть с детьми палочками?
1. Играя с палочками, мы развиваем мелкую моторику


2. Упражняя пальчики, мы развиваем речь ребенка.
3. Развиваем мозг малыша, задействуя одновременно правое и левое полушарие.
4. Развиваем точность и координацию движений, повторяя простые двигательные композиции


5. Развиваем творческую фантазию детей в тот момент, когда они превращают палочки в разных персонажей.
6. Игры с палочками развивают чувство ритма.
7. Ощупывая гладкую, шершавую или ребристую поверхность разных палочек, малыш обогащает сенсорный опыт.
8. Учат ребенка сосредотачивать внимание и быть усидчивым


9. Рассматривая картинки, которыми сопровождаются игры, можно изучать окружающий мир.

Существуют разные приёмы игры:
- стучим одной клавесой по другой, при этом сверху может оказываться одна и та же клавеса, либо правая и левая меняются;
- кладём одну клавесу на пол горизонтально, стучим по ней другой;
- трём одну клавесу о другую;
- ставим одну клавесу на пол верикально, стучим другой по её верхнему концу («забиваем гвоздь»)
-вращаем палочками в воздухе в направлении «от себя» («моторчик»)
- кладём клавесы на пол перед собой, катаем их вперёд –назад («брёвнышки»).
- удерживаем клавесы в ладошках вертикально, перекатываем их так, чтоб клавесы не упали
- одна клавеса лежит на полу горизонтально, вторая толкает концом, чтобы она катилась («машинка»)
- держим одну клавесу горизонтально перед собой, второй - стучим попеременно то по одному, то по другому концу
- кладём на пол несколько клавес плотно друг к другу, удерживаем их с краю, чтобы не сдвигались, проводим по ним второй клавесой, как по ксилофону («стиральная доска»)
- стучим клавесами, как по барабану, по резиновому мячу, воздушному шарику, зажатому между коленей, по миске, перевёрнутой вверх дном, или по пластмассовой крышке.
Мы же на занятии «раскатывали тесто»  и «лепили колбаски».

Запускали в полет «бабочек»

Наши палочки прыгали, как «зайчики».

Предметы, в которые могут превратиться клавесы:
- сосульки, свисающие с крыши (держим клавесу за верхний конец, позволяя свободно раскачиваться)
- лыжи (кладём клавесы перед собой на пол вертикально и двигаем вперёд- назад попеременно то одну, то другую палочку.
- рога (приставляем две клавесы к голове, говорим «ме» или «му»


- педали велосипеда (держим две клавесы горизонтально перед собой, крути в направлении «от себя»)
- скрипка (зажимаем один конец клавесы между плечом и подбородком, второй держим рукой, другая палочка выполняет роль смычка, ею мы скользим поперёк «струн скрипки»)
- антенны (приставляем две клавесы к голове, двигая ими не согласовано между собой, издаём звук «И-у! И-у»)
- качели (одна клавеса лежит вертикально на полу, другая - поперёк. Ставим и качаем пальчики, положив их на концы горизонтально лежащей палочки)
- костёр (складываем из клавес кучу в виде шалаша, над которой «греем руки», прыгаем через «костёр»)
- молоток (ставим одну клавесу на пол вертикально, стучим по её верхнему концу второй клавесой)
- дирижёрская палочка (машем перед собой одной палочкой).

 Такие игры расширяют спектр движений и формируют новые межполушарные связи в мозгу.

Две маленькие палочки, а сколько возможностей! 

Информацию подготовил: музыкальный руководитель Н.Г. Бабкина



 
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №3 города Тюмени
625046, г. Тюмень, ул. Стахановцев, 7
Телефон: 8 (3452) 68-98-57
Эл. почта: madouds3@mail.ru
закрыть
Настройка параметров отображения для слабовидящих
Цвет: ЦЦЦЦЦ
Размер шрифта:
Скрывать изображения: