Версия сайта
для слабовидящих

Советы логопеда. Формирование фонематического слуха в младшем дошкольном возрасте.

  ср., 29.11.2017

Формирование фонематического слуха в младшем дошкольном возрасте.

 В процессе формирования звукопроизношения важное значение имеет слух. Ребёнок начинает говорить благодаря тому, что слышит речь окружающих. Недостаточное развитие фонематического слуха тормозит процесс звукообразования у ребёнка: звуки формируются с большой задержкой и часто искажены. Дети с нарушением фонематического слуха плохо справляются в школе со звуковым анализом, что приводит к затруднениям и грубым нарушениям письма. Поэтому так важно своевременно начать работу по развитию фонематического слуха.

Условно её можно разделить на пять этапов.

1.Этап.Узнавание неречевых звуков. Дети учатся на слух дифференцировать шум ветра, гудок машины, крик, звон колокольчика и т. д.

2.Этап. Различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе, тембру голоса. В ходе игр дети учатся различать друг друга по голосу, подражают низким и высоким голосам животных.

3.Этап. Умение различать слова, близкие по звуковому составу. Взрослый произносит какое-нибудь слово (например, вагон) то правильно, то неправильно («фагон, вакон»). Если произносит неправильно дети хлопают в ладоши.

4.Этап. Умение различать слоги. Например, игра «определи лишний слог» (на-на-на-па, ка-га-ка).

5.Этап. Умение различать фонемы (звуки) родного языка. Начинать следует с дифференциации гласных звуков. Дети соотносят звук с определённой картинкой (А-А-А-плачет девочка). Аналогичным образом производится работа по дифференциации согласных звуков.

Возраст 3 года.

Этапы работы: формирование слухового восприятия (внимания и памяти)

Задачи: развивать слуховое внимание и слуховую память, способность дифференцировать неречевые звуки.

Виды работы.

1.      Привлечение внимания к звучащему предмету.

2.      Формирование ориентировочно-поисковой и эмоциональной реакции на звучание предметов, голосов ближнего окружения.

3.      Знакомство с характером звучащих предметов.

4.      Определение места звучащего предмета в пространстве. (Впереди, сзади, справа, слева, близко, далеко).

5.      Изменение места звучащего предмета.

6.      Определение говорящего по характеру звучащей речи. (Дифференциация мужского и женского голосов, ласкового и строгого тона, вопросительной и повествовательной интонации).

7.      Различение неречевых звуков. (Транспортные шумы, подзывы животных, звукоподражания голосам животных, птиц, насекомых, шум предметов, музыкальные инструменты, эмоциональные восклицания).

8.      Дифференциация двух звучащих игрушек, различных по характеру звучания.

9.      Дифференциация трёх звучащих игрушек, различных по характеру звучания.

10.  Воспроизведение звучания двух предметов в заданной последовательности: с опорой на зрительный анализатор, без опоры.

11.  Определение последовательности звучания трёх предметов, далёких по звучанию.

12.  Выделение слов из речевого потока.

Упражнения:

  • Звуки природы

Прослушайте с ребенком аудиозаписи природных звуков: шума дождя и леса, журчания ручья, пения птиц, голосов различных животных. Обсудите с малышом услышанные звуки: какие из них похожи, чем они отличаются, где их можно услышать, какие из них кажутся знакомыми. Начинать надо с прослушивания и узнавания хорошо различающихся между собой звуков, затем – сходных по звучанию.

  • Вдруг, как в сказке, скрипнула дверь...

Проанализируйте с ребенком бытовые шумы: скрип двери, звук шагов, телефонный звонок, свисток, тиканье часов, шум льющейся и кипящей воды, шелест страниц и так далее. Ребенок должен научиться узнавать их звучание с открытыми и закрытыми глазами.

  • Волшебная палочка

Предложите малышу взять «волшебную» палочку и постучать ею по любым предметам, находящимся в доме. Попросите его прислушаться к этим звукам и попытаться запомнить, что как звучит. Затем незаметно ударьте «волшебной» палочкой по одному из предметов, а ребенок пусть вспомнит, чей это звук.

  • Где позвонили?

Для этой игры необходим колокольчик или другой звучащий предмет. Малыш закрывает глаза, вы встаете в стороне от него и тихо звоните. Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда он слышит звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом открыть глаза и проверить себя.

  • Подбери картинку или игрушку!

Вы стучите (шелестите, гремите, трубите, звените, играете на пианино), а ребенок угадывает, что вы сделали, что издало этот звук и подбирает соответствующую картинку или игрушку.

  • Громко–тихо

Попросите ребенка произнести гласный звук, слог или слово по–разному: 
а) громко, а затем тихо; 
б) протяжно и отрывисто; 
в) высоко, а через пару мгновений низко.

  • Сказочные голоса

Придумайте или вспомните вместе с ребенком каких–нибудь сказочных персонажей. Договоритесь, кто из них как говорит, а потом разыграйте небольшие диалоги. Поменяйтесь ролями и устройте еще одно представление. Такая игра поможет ребенку развить память на звуки.

  • Эхо

Ведущий (взрослый) называет слово, а «эхо» (ребенок) повторяет то, что ему скажут. Начните с простых слов, затем переходите к трудным и длинным.

  • Чиним испорченный телефончик!

В игре участвуют от 3 до 8 детей. Первый тихо и не очень отчетливо произносит какое–либо слово соседу на ушко. Тот повторяет услышанное на ушко следующему участнику. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не передаст слово «по телефону». Последний произносит его вслух. Если оно отличается от того, с которого начиналась игра, все по очереди называют услышанные слова, пытаясь «починить испорченный телефон».

Важно!

  

События



 
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №3 города Тюмени
625046, г. Тюмень, ул. Стахановцев, 7
Телефон: 8 (3452) 68-98-57
Эл. почта: madouds3@mail.ru
закрыть
Настройка параметров отображения для слабовидящих
Цвет: ЦЦЦЦЦ
Размер шрифта:
Скрывать изображения: