Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Цель логоритмики - преодоление речевых нарушений, путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.
Логопедическая ритмика занимает особое место на музыкальных занятиях с дошкольниками и служит цели нормализации двигательных функций и речи, в том числе дыхания, артикуляции, ритма, темпа, а также развитию слухового внимания и памяти.
Музыкальное занятие с элементами логоритмики состоит из следующих разделов:
1. Начинаем занятие с организационного момента - приветственной песенки, она помогает ребятам эмоционально настроится на занятие;
2. Упражнения на развитие слухового внимания, которые учат ребенка слушать и слышать речь и музыку;
3. Дыхательная гимнастика- это упражнения, которые формируют правильное речевое дыхание (короткий вдох и длинный выдох) и тренируют силу вдоха и выдоха;
4. Пальчиковые игры - упражнения с пальчиками и ладошками, развивающие речь ребенка, общую и мелкую моторику, благоприятно влияющие на все функции организма;
5. Артикуляционная гимнастика- упражнения, способствующие тренировке мышц речевого аппарата;
6. Игровой массаж- выполнение движений с предметом (например, с массажными мячиками) расширяет капилляры кожи, улучшает циркуляцию крови, активно влияет на обменные процессы организма, тонизирует центральную нервную систему, поднимает настроение и улучшает самочувствие человека;
7. Речевые игрыс предметами - песенки, сопровождающиеся движениями и звучащими жестами, которые эффективно влияют на развитие эмоциональной выразительности речи, двигательной активности, ориентации в пространстве, слухового внимания, чувства ритма, музыкальной памяти, творческой фантазии и воображения, расширяют словарный запас;
Систематически вводя элементы логоритмики в нашу работу мы видим положительные результаты. Заметно улучшается ориентация ребенка в пространстве, улучшается чувство ритма, общая и мелкая моторика, совершенствуются артикуляционные движения, развивается слуховое внимание и фонематический слух. Движения ребенка становятся свободными и выразительными, мимика живой и эмоциональной, а также становятся более уверенными в себе.
Автор: музыкальный руководитель Машарова Е.А.